Профком родного Южного федерального университета «подарил» мне и ещё 28 студентам возможность целую неделю отдохнуть за рубежом ­ в Украине. Полдня мы погуляли по Киеву, а потом на 5 дней отправились во Львов.

Львов — удивительный. Для украинцев он все равно, что для нас Питер. Это город-­музей, где многие дома стоят со времен Средневековья. Во Львове уйма мест, которые непременно стоит посетить. Обязательно нужно взобраться на «Високоснiй замок», с которого открывается вид на весь город. Сходить в чудесный музей «Королевские палаты Яна Собесского», где хранятся уникальные экспонаты, как то сатанинский стул «Дракон» или музыкальная шкатулка 17-­го века (она до сих пор способна играть!). Есть во Львове и «Дом старинных легенд», где можно увидеть дракона, по вечерам извергающего фейерверк из пасти, и посидеть в машине…на крыше этого здания. И много чего еще…

Но самое главное приключение всей поездки — сама поездка групп­ки русских студентов в Украину. Говорят, есть у украинцев такое хобби — русских не любить: «москалi», «понаiхалi» и так далее. Честно говоря, из-­за этой их национальной забавы мы немного переживали по пути. А после того, как соседи по вагону, ребята из Киева, дружески посоветовали прикинуться немыми, если проспим свою остановку и поедем дальше во Франкфурт (Франкфурт — конечная остановка нашего поезда, заодно и столица украинского национализма), особо впечатлительным личностям понадобился нашатырь. Я же сразу вспомнила своего папу. Перед поездкой он не раз подшучивал, чтобы я, будучи во Львове, на русском громко не разговаривала и, упаси боже, не пела … тоже на русском. 

За пять дней во Львове, скажу честно, больше слышала о том, что «русских здесь не любят», чем сталкивалась с настоящим негативом. Такое ощущение, что, по крайней мере, здесь «национальная рознь» перешла в разряд местного черного юмора. Самое яркое подтверждение этому ­ легендарное в городе местечко «Криiвка».

Сейчас это кафе ­туристическое, а раньше было действительно только для «своих». С тех, далеких времен (точно даты основания не знаю, но из разговоров «очевидцев», как минимум — 20 лет назад), сохранились традиции, которые и привлекают туристов. Например, «фейсконтроль» на входе, собственно, и не фейсовый, а …национальный. Стучишь, из­за двери слышишь голос: «Пароль», в ответ должен внятно и громко сказать: «Слава Украiне!», на что получишь «Героям слава!». Дальше дверь открывается, и «солдат», посчитав пришедших, всем  даёт выпить стопочку медовухи — это тоже обязательно. Мы с друзьями «спалились» ещё на входе ­ в нас признали «москалей». Так как попасть нам очень хотелось, мы стали уверять «солдата», что и не москали мы вовсе, а казаки! Сжалился «солдат» и впустил нас. Официанты тоже заметили, что к ним пожаловали «москали», и отвели за столик, огороженный цепью с табличкой «заминировано».

Дальше нам, как полагается, принесли меню. Здесь это произведение искусства. Во­-первых, иллюстрации — на военную и политическую тематику (мы обнаружили портрет Путина в качестве мишени). Во-­вторых, это названия блюд и напитков, например, коктейль «За упокой марксизму». Звучит? По-­моему, очень! Да и само оформление «Криiвки» заслуживает пары строчек. Кафе напоминает бункер времен ВОВ. На стенах — символика УПА, книги и немного о «врагах» (например, перед лестницей, ведущей вниз, надпись: «Осторожно! Здесь москаль вырыл яму»), перед баром стоит мишень в виде человеческой фигуры (говорят, её перед выстрелом тоже называют «москалём»).

Многие мои друзья из России слушали рассказ о «Криiвке» с содроганием. И у самих украинцев «Криiвка» вызывает противоречивые чувства. Я познакомилась во Львове с девушкой моего возраста, которой это заведение категорически не нравится, так как оно «основано на ненависти». Тем не менее «нацкафе» не пустует никогда. И всей моей компании там безумно понравилось: такая вычурная ненависть веселила и воспринималась исключительно как местный спе­цифический «колорит» ­ какой­либо угрозы для себя мы, москали, в этом месте не почувствовали.

… И всё­-таки пару раз межнациональные шероховатости давали о себе знать. Кто бы мог подумать: в сокровищницах исторического опыта. Так, в музее дома Парнасских, нас, отставших от экскурсовода, заставила вступить в дискуссию смотрительница зала. Сначала она обратилась к кому­то на украинском. Увидев, что её не поняли, разозлилась. Ее претензии сводились к:­ «Я же вас понимаю, почему вы не понимаете меня?». Наши вялые объяснения, что в России редко можно услышать украинскую речь, её не удовлетворяли. Другой раз свою неуместную «москальность» мы прочувствовали в музее Золоторевска, где не нашлось говорящих по­русски сотрудников. Экскурсию мы слушали на украинском. То есть кто­-то слушал, кто­-то ничего не понимал и слонялся по залам. Но, когда «немного понимающие» переспрашивали особо непонятные слова, эквиваленты на русском наш «нерусскоговорящий» экскурсовод все­таки находил.

А как­-то вечером мы отправились в бар «Музей­-ресторация». Место очень музыкальное и необычное: антураж средневекового замка, живые выступления оригинальных коллективов. А на стене ­ флаг Степана Бандеры, в России считающегося преступником и массовым убийцей. В общую тематику заведения он вообще не вписывался, тем не менее висел и глаз кому­то радовал. Как символ, куда более ярко создающий «колорит», чем вся обстановка «Криiвки».

Но эти детали не особо испортили наше впечатление от визита в древний город. Если вы строите планы по поводу предстоящего отпуска или каникул — обратите внимание на Львов. Тем более что цены здесь ниже, чем у нас: номер в гостинице эконом-­класса стоит от 350 руб., пообедать в отличном кафе 150­-200 руб., проезд — 4 руб (трамвай). Накопите деньги, соберите компанию и запомните, как сказать на украинском «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте». Вежливых любят везде — даже если это «русские на Украине». 

Екатерина ГОЛОВАТОВА, студентка ЮФУ

Фото автора