«Хочу работать, а не учиться!» — в корне неверный подход. По мнению кадровиков, именно способность к быстрому обучению и, главное, желание узнавать новое — главный козырь молодого специалиста.

В принципе это главный мотив, почему работодатели принимают к себе сотрудника без опыта работы — его легко научить «с чистого листа», прояви он должное рвение. Но если через некоторое время «молодняк» не продемонстрирует первых признаков профессионализма — его отсеивают без особого сожаления.

— Не стоит забывать, что послекризисный рынок труда в России принципиально изменился, — рассказала Елена Гринева, руководитель макрорегиона «Юг» кадрового холдинга «Анкор». — Еще два года назад это все-таки был рынок соискателя, когда все условия были на стороне работника. Сейчас устроиться, особенно в первый раз, гораздо сложнее: работодатели предпочитают экономить на кадрах, заменяя количество качеством.

Итак, урок первый. Современный рынок труда — для профессионалов. Вместо трех «девочек у компьютера» работодатели предпочитают нанять одного работника с удвоенной зарплатой. От молодого специалиста не желают слышать «Это не мои обязанности» или «Я не знаю, как это сделать», при всей своей неопытности он должен стремиться к универсальности.

Дорогу спринтерам!

На втором месте — личностные качества сотрудника. Именно поэтому в каждом собеседовании на вакансию в крупной корпорации так много тестов на реакцию, наблюдательность, интеллект. К сожалению, вы можете не подойти на вакансию по психофизиологическим параметрам.

— Сейчас все быстрее изменяются условия работы, неважно: в бизнесе или на производстве вы заняты. Работодатель ожидает, что работники находятся в постоянном тонусе, — подсказывает директор компании Avalon Татьяна Федченко, руководитель краснодарского HR-клуба. — Это и оперативная реакция на изменения, и способность к работе в авральном режиме.

Урок второй: современного работодателя вряд ли привлечет работник медлительный, который с трудом концентрируется на задании и откладывает поручения начальника на потом. Да и просто ленивый. Как в анекдоте, победители среди работников офиса по раскладыванию пасьянса «Косынка» получают главным призом… увольнение.

Почувствуй себя винтиком

Еще одно важное качество будущего «белого воротничка» — коммуникабельность. «Дружить и ненавидеть — во внерабочее время!» — один из главнейших законов для сотрудников корпорации. Сможете ли вы спокойно и оперативно работать в связке с человеком, который вас бесит и к которому неприятно даже обратиться за помощью? Если нет — идите в ИП, без корпоративного духа в крупной фирме вам не место. 

— Одно из главных качеств современного работника — его способность взаимодействовать с коллегами, — акцентирует руководитель волгоградского HR-клуба Наталья Маркова, заместитель директора по работе с персоналом ООО «ИПГ Волга Бас». — «Самобытные» личности, не умеющие работать в команде одиночки, просто необщительные люди — неподходящие сотрудники, особенно для крупных компаний. Иногда отсутствие коммуникабельности перечеркивает профессиональные навыки работника: оценивается работа команды, а не достижения отдельных ее членов.

Урок третий: как ни высмеивали бы сейчас «тимбилдинги» и «тренинги по улучшению атмосферы в коллективе», работодатели предпочитают видеть свой коллектив слаженным механизмом, а не полем битвы склочников.

Нет «говорящей голове»!

Казалось бы — крупная корпорация должна быть на передовой новейших технологий и быть распространителем новинок в регионе. Однако в реальности это не так. Возможно, в «Майкрософт» вас и не примут даже на должность уборщика без электронной почты, но отделения этой корпорации в Ростовской области нет. А все остальные предпочитают более традиционные схемы общения с сотрудниками. Поэтому самого привлекательного для современных молодых специалистов варианта работы — удаленного — большинство местных крупных фирм предложить не могут. По словам замдиректора по персоналу «Ростсельмаша»  Дениса Радионова, большинство руководителей не привыкли к «говорящим головам» из монитора вместо сидящих в соседнем кабинете «реалистичных» сотрудников. Их настораживает и отсутствие возможности проконтролировать рабочий день работника (а вдруг уже все сделал и отлынивает), и вероятные технические накладки в критической ситуации.

— По крайней мере, в Ростовской области таких тенденций не наблюдается, — констатирует он. — Возможно, появись какая-нибудь госпрограмма, поощряющая создание удаленных рабочих мест, допустим, для людей с ограниченными возможностями, работодатели и «распробуют» такой способ. Но не в ближайшую пару лет.

Урок четвертый: не все «новаторские» идеи приходятся по вкусу работодателям, к новинкам они относятся настороженно, даже если в других регионах это уже повсеместно используется. Поэтому демонстрировать свою «продвинутость» при всех явных признаках консерватизма у руководства — опасно для карьеры.

Разумеется, эти уроки — лишь костяк, на котором основывается кадровая политика в крупных фирмах. Есть и другие: в каждой корпорации — свои законы, свой стиль работы. Поэтому кадровики советуют: «Ищите вашу фирму, где именно ваши профессиональные и личностные качества придутся ко двору». Они предлагают не отчаиваться после первого отказа. И после десятого — тоже. Возможно, в одиннадцатый раз вы как раз и найдете ту работу, что так долго искала именно вас.

Светлана ИВАНОВА