Огромное современное, можно даже сказать претенциозное, здание, только железные опоры напоминают о «фабричном» прошлом. Оно было построено в 1975 году, до перестройки здесь шили пуховики для Америки. После того как производство разорилось, Станислав Жуков, новый владелец здания, переоборудовал его под салон элитной мебели.

Здесь же разместилась «М-Галерея», стали проходить выставки, лекции, концерты, тренинги. 

— Безусловно, креативная среда в салоне привлекает внимание к моему бизнесу. Но прибыли этот проект не приносит, он только самоокупается. Я и сам — человек неравнодушный к искусству: мне нравится, что я вижу вокруг, — комментирует хозяин салона Станислав Жуков свое решение разместить на территории магазина «культуру».

Экономика внимания — так называются подобные стратегии. Искусство работает как приманка, всё остальное — на трафик. Да, сегодня на культплощадку приходят в основном студенты, но они потребляют не столько саму «культуру» и информацию на бесплатных лекциях, сколько эту атмосферу. А завтра, имея собственный доход, не исключено, что они придут в галерею-салон, чтобы приобрести что-то в свой дом. Основной принцип таких проектов — максимальное интегрирование культуры и бизнеса.

«М-Галерея» — подобие нового явления в современной культуре, «креативного пространства». Это явление пришло к нам из-за рубежа. «Креативный класс нуждается в таком пространстве, где бы могли совмещаться рабочие места, галереи, кафе», — пишет автор и первый реализатор идеи «креативного пространства» Тоби Хайям.

В большинстве случаев креативные пространства располагаются на территории бывших фабрик или складов. Такое освоение заброшенных зданий (джентрификация) в России пока идет медленно и затрагивает в основном крупные города. Теперь в это влился и Ростов с пробным проектом: креативное пространство «ROV».

Сейчас территория бывшего склада на улице Суворова, где и будет располагаться этот культурный кластер, напоминает последствия апокалипсиса. Протекающая крыша, горы мусора, надписи на стенах, валяется хлам — печатная машинка, детская коляска и даже пара новых ботинок, которые уже лет десять как не в моде. На этой огромной, в три этажа, площадке и будет располагаться «ROV». «Центр думающих и креативных людей», — поясняет Александр Кулешов, один из активных участников ростовских проектов джентрификации.

На территории ростовского creative space будут располагаться бесплатная культурная площадка, рабочие места для «коворкинга», магазины одежды, кафе, офисы. Проект размещен в Интернете в открытом доступе, так что каждый может выразить свои пожелания и поделиться идеями, к которым создатели намерены прислушиваться.

— Сейчас мы зашли в «коворкинг», — уверенно заявляет  Александр, когда мы оказываемся в очередной заброшенной комнате, часть из которой завалена какими-то коробками, а на потолке висят огромные крюки — грузоподъемники.

— В этой комнате, по предварительным  подсчётам, может разместиться около 50  человек, — продолжает Александр. — Они будут приходить в любое время и работать. Единственное условие — взаимопомощь. Вы приходите на свободное место и пишете на магнитной доске, какой проект разрабатываете, кто вам может понадобиться, и какими компетенциями владеете лично. Профессиональным юристам и экономистам мы будем отдавать помещение под низкую арендную плату, за это они будут давать бесплатные консультации участникам коворкинга.

На первом этаже будут располагаться магазины, кафе и, самое главное — культплощадка, где бесплатно, предварительно записавшись в сетке мероприятий, можно будет провести концерт (будет сцена), тренинг, лекцию почитать. Здесь же будут экспозиции молодых художников.

— По моим расчетам, «ROV» будет выходить в ноль. Деньги за аренду магазинов и офисов будут покрывать расходы на содержание остального пространства. Меня не выгода интересует, а то, что я и моя компания будут располагаться в комфортной для меня среде! Огромное количество культурных и деловых мероприятий, которые планируется проводить на культплощадке, будут формировать тот самый «креативный класс», к которому я сам себя отношу и в развитии которого заинтересован! -  поясняет Денис Зубков — ростовский предприниматель, владелец крупной архитектурно-дизайнерской студии.  Он финансирует проект.

— Эта площадка уже живет, разве вы не почувствовали? — недоумевает Денис в ответ на наши замечания об огромном фронте работ. — Она еще рождается, но это уже не мертвая зона, которой она была совсем недавно.

Как иллюстрация его слов — листы из гипсокартона, расставленные по будущим офисам в качестве досок для пожеланий и предложений. Недавние посетители уже оставили на них свои записи.

Маргарита Хохлова,
Екатерина Головатова

Фото предоставлены «М-Галереей» и креативным пространством «ROV»