Очередной турнир «Время танков» в Ростове-на-Дону собрал несколько тысяч поклонников компьютерной игры World of Tanks от белорусской компании Wargaming. Здесь собрались те, кто знает, как надо выходить на «тигре» в «банан», и почему «мышь» в песках — это грустно. Но кроме пары десятков сленговых словечек и сотен потраченных часов, эти геймеры приобрели и еще некоторые не вполне обычные для своего «сословия» навыки.

По статистике, хотя бы раз в World of Tanks играл каждый пятый житель Ростовской области — почти 200 тысяч зарегистрированных пользователей. На кибер-чемпионате можно было оценить «целевую аудиторию»: в основном это молодые парни 15-25 лет (девушек было мало), хотя нередко попадались и пришедшие с родителями младшеклассники, и игроки пожилого возраста.

Техническая сторона World of Tanks по заслугам оценена на мировом уровне, но особую популярность этой игре придает еще один момент: она построена на реалиях Второй мировой войны. Для кого-то это — элементы антуража, для других — главная причина выбора именно этой игры, но огромным багажом знаний военной истории обладает каждый из ее поклонников.

На виртуальной службе Родине

Именно по этой причине на родине World of Tanks в Белоруссии данный проект рассматривают не только как продукт успешной фирмы, получивший общемировую известность. Здесь «танчики» вполне официально используют и в целях… патриотического воспитания.

— Чтобы наладить контакт с молодежью, нужно разговаривать на их языке, — считает полковник Андрей Шубадеров, руководитель военно-информационного агентства «Ваяр». Нам удалось побеседовать с ним во время служебной командировки в Беларусь. — Почти 90 процентов молодежи — это геймеры, почему бы не взять популярную игру как точку пересечения интересов армии и будущих призывников?

не-смогла(((.gif

К такой идее в Вооруженных силах Беларуси пришли почти восемь лет назад: они не стали изобретать велосипед, а просто изучили уже готовые предложения на игровом рынке. По словам Андрея Юрьевича, тестировали в прямом смысле слова на себе: «Два моих зама, полковники 43 и 50 лет, в течение месяца приходили на работу и весь рабочий день играли! — со смехом вспоминает он. — В итоге выяснилось, что большинство игр – «не наши». Они не несут ничего хорошего: только избыток кровавых сцен и, в лучшем случае, популяризация американского вооружения и идеологии. Так, например, в играх, посвященных Второй мировой войне, везде убеждают игроков, что победил «рядовой Райн». Но мы нашли несколько игр, которые были созвучны и нашим интересам».

Сначала для «информационной работы» по этому принципу была выбрана игра «Ил-2 Штурмовик» российской компании 1С. «Сюжет и техника в игре полностью соответствовали историческим реалиям, а для выполнения заданий здесь нужно знать технические возможности разного вида боевых машин, основы аэродинамики — если неправильно «кинуть» самолет в игре, можно уйти в штопор, — поясняет Андрей Шубадеров. — Плюс элементы топографии, понимание стратегии поведения противника, работа в звене, разведка, бомбардировка…». Министерство обороны Беларуси решило поддержать эту игру и стало главным организатором кибер-турнира в стране по «Ил-2»: сначала устраивали раз в год, теперь — несколько региональных этапов республиканского отборочного турнира. А через несколько лет уже белорусская компания Wargaming «выстрелила» с World of Tanks…

— Этот продукт впечатлил сразу, — вспоминает полковник военного информагентства. — Сейчас это уже не просто игра, а настоящая социальная сеть — более 80 миллионов пользователей по всему миру, которые буквально помешаны на истории танкостроения и танковых сражений, изучая через этот сегмент и остальные моменты военной истории, — считает Андрей Шубадеров. — Заядлые «танкисты» не удовлетворяются «сказками» из фильмов и телепередач: когда в игре выходит новый танк, они изучают его вплоть до заклепок, разыскивают первоисточники и сравнивают с «продуктом». Так же они подходят и к другим моментам истории. Игра заставляет их изучать историю, а значит, реально может противостоять тому негативному информационному влиянию, что сейчас обрушилось особенно на молодых пользователей Интернета.

— Кроме патриотического воспитания, эта игра несет какой-либо прикладной смысл? Опытный игрок, который попадет по призыву в танковые войска, будет иметь техническое преимущество перед призывником неигроком?

— Мы на практике проверили эту версию. Пару лет назад утвердили главный приз в чемпионате WoT от министерства обороны БР для команды-победителя — «внепризывная» подготовка в учебном центре на танке Т-72. Выяснили: у этих бойцов «прокачено» только одно умение для реального бойца — это понимание, что такое танк.

Учить танкиста нужно все-таки на других тренажерах, тем более что в WoT играют на технике Второй мировой, а современные танки имеют принципиально другое вооружение и техническую начинку. Поэтому однозначно: подготовить танкиста игра не сможет ни-ког-да. Но доподготовка и положительное отношение к военной технике - бесценны. Ребята осознают примерное устройство боевой машины, принципы ее действия и, что главное, они любят танки! К тому же во время таких игр у молодого человека вырабатывается отличная реакция, быстрота принятия решений и умение работать в команде — для современной армии это важные качества бойца.

— А как вы относитесь к «идеологически неверным» играм?

— Нейтрально. У нас в агентстве есть компьютерный клуб «Республиканский методический центр по популяризации компьютерных игр в интересах патриотического воспитания допризывной подготовки молодежи». Мы не закрываем доступ к играм, которые считаем «неправильными»: просто знакомим геймеров с разными предложениями на игровом рынке, и ребята делают выводы сами.

Чтобы помнили

— Мы изначально ориентировались на поклонников истории Второй мировой войны и были готовы к тому, что это достаточно тонкая прослойка геймеров, — рассказал присутствующий на ростовском чемпионате Артем Панков, продюсер проекта World of Tanks компании Wargaming. — Но оказалось, что эта тема интересна куда большему количеству игроков.

игроки2.gifПо словам продюсера WoT, изначально проект не был «заточен» на патриотическое воспитание — он был в первую очередь коммерческим. Но постепенно эволюционировал: на портале игры накопилась масса исторических материалов о технике, героях войны (в игре есть несколько десятков наград за те или иные отличия в бою — медали и ордена в честь подвигов Второй мировой), даже о подробностях разработки той или иной боевой машины — игрокам это очень интересно.

— Это осознанная позиция, — поясняет Артем. — У онлайн-игр есть отрицательный имидж – это «убийцы времени». Мы же тем самым стараемся уравновесить этот вред пользой от полученных знаний. Приятно же, когда мальчишка 10-12 лет именно из-за нашей игры узнает стоящий на постаменте танк, начинает им интересоваться, спрашивать у родителей, почему этот танк здесь стоит. Ни один образовательный проект сейчас не может похвастаться таким результатом – этим мы гордимся.

Еще одно направление «побочной деятельности»: помощь патриотическим проектам, музеям военной техники. В стадии согласования - проект «Чтобы помнили». «Будем поднимать из болот военную технику, не только в России и Беларуси, но и в Европе. Мы уже принимали участие в таких экспедициях, теперь организуем сами, — рассказывает Артем. — Считаем, что это правильно: каждая такая машина — наша память».

— А как относятся к «исторической составляющей» пользователи из других стран?

— Американцы очень гордятся своей историей и в большинстве своем предпочитают кататься на «родной» технике. Азиатские игроки — разные: здесь больше любят советскую технику, с радостью восприняли введение китайской «ветки» танков.

Есть и сложности. Так, от европейских игроков в этом году поступало требование убрать упоминание Сталина из игры (ряд названий советской техники, например, тяжелый танк «Иосиф Сталин-4» и надписи-«украшения» на боевых машинах. — Л.М.). Однако мы ориентируемся на международное законодательство — у нас нет ни одного имени или медали, которые были запрещены Нюрнбергским процессом 1945 года.

А вот в Корее возникла другая проблема: у них законодательно запрещен имперский флаг Японии — здесь мы уже пошли навстречу нашим игрокам и при введении японской техники чуть изменили флаг.

Экипажи, по машинам!

— Все считают, что геймеры – это замкнутые люди, которые не встречаются в реальной жизни, — рассказывает Марина Щукина, журналист творческого объединения «Игра ради победы» из Курска, она сопровождала команду Wargaming на выездных соревнованиях. — В нашем городе это не так: здесь «танкисты» уже пару лет встречаются как минимум дважды в год – на 9 мая и в годовщину победы на Курской дуге 23 августа. Отправляются по местам боевой славы — автопробегом. они бы и рады на танках, если бы кто разрешил, — смеется она.

«Поехал на Прохоровку» — так может сказать любой «танкист», попав на одну из карт в игре World of Tanks, названную в честь одного из знаменательных мест сражений на Курской дуге. А жители Курска могут сделать это в реальности — этот момент особенно примечателен для игроков. С одной стороны — это реальное общение виртуальных приятелей, с другой — действительно боевое задание: почтить память героев, рассказать своим детям про это место памяти.

Но ведь и в Ростовской области есть немало таких мест — пролегающий в нашем регионе Миус-фронт значил для Отечественной войны не меньше, а танковых сражений на подходе к Ростову также было достаточно. Тем более что и «танкистов» у нас немало: только по названиям в списке кланов WoT можно насчитать два десятка команд по 80-100 человек из Ростовской области, пара из которых входит в сотню лучших кланов по России.

По словам нашей курской коллеги, не первый месяц наблюдающей за «неигровой» деятельностью танкового сообщества, отношение разработчиков Wargaming к инициативам своих игроков всегда дружественное. «Думаю, если и в Ростове ребята собрались и решили устроить патриотическое мероприятие, без поддержки бы они не остались, — считает она. — Исторические моменты, уроки мужества — WoT всегда «за» такие мероприятия, об этом можно судить даже по новостям на сайте игры: кроме виртуальных акций, всегда можно прочесть и о вполне «офлайновых» событиях.

Ростов-на-Дону — Могилев — Ростов-на-Дону