Дмитрий Чупий, руководитель юношеского конструкторского бюро Ростовского государственного университета путей сообщения, скромничает, когда говорит, что ждать каких-то значимых результатов от тех, кто занимается в ЮКБ, пока рано. Ведь конструкторскому бюро, созданному для учащихся школ в рамках дополнительного образования, нет и двух лет. Однако сами старшеклассники утверждают, что уже успели научиться многому.
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
По мнению ученика лицея РГУПС Вадима Ломакина, заниматься интересно:
— Здесь мы узнаем много нового.
— Получаем дополнительные знания, которых не дают в школе, — считает десятиклассник Василий Назаров.
— И даже по некоторым темам физики опережаем школьную программу, — добавляет его приятель Григорий Джамбиев. — А законы физики лучше понимаешь, когда их применяешь на практике.
В ЮКБ ребята изучают построение электронных схем и их работу. К примеру, для того чтобы получить световые эффекты, допустим, «бегущих» огней, нужно хотя бы на школьном уровне знать физику и уметь спаять схему из нескольких компонентов. Но этого же результата можно добиться при помощи программируемых микросхем, предназначенных для управления электронными устройствами. Этому в школе не учат. А в конструкторском бюро ребята пишут компьютерную программу и загружают ее в микроконтроллер. Если захочется изменить, скажем, последовательность или скорость мерцания огней, то в данном случае не надо перепаивать схему, достаточно просто изменить и перезаписать компьютерную программу и получить тот световой эффект, который необходим.
В школьные годы Дмитрий Чупий сам увлекся техническим творчеством. В девять лет спаял первый в своей жизни радиоприемник. Тогда, в конце 80-х, на полках магазинов не было даже продуктов, не говоря уже о запасных частях для электронной техники. Элементную базу для приемника брал из всевозможной старой аппаратуры. Дмитрий занимался в кружке «Юный техник» Дома пионеров родного Адлера. Мечтал создать аппаратуру радиоуправления техническими моделями, которая уже в те годы была популярной на Западе, а у нас только пробивала себе дорогу. Однако в начале 90-х кружок закрыли, но интерес к технике у парня не пропал.
После окончания школы родители-железнодорожники посоветовали ему поступить в тогда еще РИИЖТ. Учился на факультете автоматики, телемеханики и связи, по специальности «вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Сегодня он является начальником отдела защиты информации РГУПС. И руководит юношеским конструкторским бюро, основная цель которого — поиск думающих, талантливых ребят, способных к тому же что-то делать своими руками. Конечно, задача не только в том, чтобы таким образом привлечь в вуз будущих студентов, но и в перспективе предоставить им возможность заниматься прикладной наукой.
— Они — молодцы! — хвалит подопечных Дмитрий. — На занятия приходят со множеством идей: от создания робота-уборщика до робота-гитариста. Объясняю им, что японцам понадобилось десять лет только на то, чтобы робота научить нормально ходить. А они просто уверены, что у них все получится гораздо быстрее.
И получится! Сейчас мальчишки «колдуют» над созданием квадрокоптера — четырехвинтового вертолета. Так что если на какой-нибудь из выставок детского технического творчества увидите эту «машину», знайте, чьих рук дело.