Года три назад мне нередко доводилось ездить по городскому маршруту, отрезок которого пролегал под мостом. Отрезок этот малюсенький, но транспорт часто задерживается в нем из-за пробок. Однажды кто-то умело нарисовал на опорах этого сумрачного «коридора» живописную картину. Созерцание граффити скрашивало малоприятные минуты, проведенные в пробке. Потом эту картину почему-то закрасили, о чем нельзя было не пожалеть.

Еще раньше наша газета писала о том, как один ростовчанин, построив дом коттеджного типа, решил преобразить окружающее его пространство. Он заказал художникам роспись стены соседнего невзрачного здания так, чтобы получился на ней замок в горах. Поскольку часть этой разрисованной стены открывалась взорам прохожих, ее появление можно отнести к событиям стрит-арта. И, думается, что к приятным.

Но бывают такие граффити, которые хочется обойти десятой стороной, из-за которых в родном городе чувствуешь себя как на оккупированной территории. Эти словно подтверждают известный тезис: «Молодые – злые!» Там агрессивные оскалы — человечьи и звериные, злобные лица, рожи, морды.

Обычно уличные художники декларируют, что своим искусством хотят расцветить скучные, однообразные кварталы городских построек и стряхнуть пелену сна и равнодушия с обывателей. Последнее представляется мне высокомерием: что вы знаете о своих соседях, о прохожих, чтобы так легко записывать их в обыватели?

Серость многих городских улиц удручает. Но разве главное стремление уличных художников — это восстановление гармоничных отношений между людьми, между человеком и природой? По моему ощущению, большинству из них куда важнее посредством граффити прокричать о себе, выплеснуть на стену накопившийся в душе негатив.

Есть города, в которых для творчества уличных художников выделяются специальные участки: какие-то протяженные стены, заброшенные постройки на пустырях и т. д. Эти пространства осваиваются, но далеко не все граффити-художники согласны ограничивать свое творчество исключительно такими рамками. Некоторые вообще убеждены, что рисовальщики, которые работают по заказу или создают граффити в разрешенных местах, — это предатели идеи. Потому что для настоящего уличного художника, по их понятиям, граффити — это не просто картинка. Это – поступок. Протест. Вызов обществу. Кураж и т. д.

В СМИ появляются сообщения из разных стран о том, что местные депутаты в поисках эффективных методов борьбы с несанкционированными граффити выступают с различными законодательными инициативами. Например, предлагают запретить продажу аэрозольных баллончиков с красками для граффити лицам, не достигшим 18 лет.

Что ж, к 18 годам некоторые и вправду начинают по-иному смотреть на свои художества в прямом и переносном смысле, сотворенные в более раннем возрасте, но для многих этот процесс все же гораздо более растянут во времени… А так хочется, чтобы мир за окном уже сегодня был прекрасен.

Фото Юлии АКСЕНОВОЙ