Наверное, в каждом городе можно увидеть написанное или нацарапанное на стене: «Здесь был Вася (Пупкин, Иванов, Петров)». Или просто Вася. Без фамилии.
Порой на стенах домов (асфальте, вагонах трамвая и других поверхностях) встречаются искусно выполненные граффити, с сюжетом и композицией, подобные картинам на холстах. Большинство искусствоведов скажет вам, что это — объекты целого направления современного искусства: стрит-арта, что означает в переводе с английского «уличное искусство», «искусство улиц».
Во всем мире у стрит-арта множество поклонников и, возможно, самое большое, в сравнении с другими направлениями изобразительного искусства, количество противников, что и неудивительно.
Это очень хорошо, если граффити красуются на таком месте, где не портят фасад здания или даже его украшают. Благодаря таким рисункам облик улиц преображается, становится ярче, и у кого-то, может быть, благодаря этому поднимается настроение. Ну а если уличными художниками исписаны и расписаны не унылые типовые дома, а памятники архитектуры?
Тогда это те художники, которые от слова «худо»: сделали то, что зданию и окружающим во вред. Ведь памятники архитектуры или не имеющие такого статуса другие старинные здания, а также оригинальные современные архитектурные сооружения в украшении шедеврами стрит-арта (и благо бы еще — шедеврами!) не нуждаются. Тут впору говорить о вандализме. (Кстати, в таких случаях граффити можно квалифицировать по ч. 1 ст. 214 УК РФ «Вандализм». Им признается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. За это законом предусмотрено наказание: штраф до 40 000 рублей либо обязательные работы от 120 до 180 часов, либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арест на срок до 3-х месяцев.)
Довольно часто граффити можно заметить на приличной высоте. Почему уличные картины создаются под самой крышей домов и на других столь же труднодоступных местах? Всё просто и логично. Чем выше граффити, тем легче рисовать их ночью, потому что на высоте светлее. Иные уличные художники ухитряются рисовать на высоте и днем и при этом оставаться незамеченными прохожими. Зато законченное произведение, если оно высоко, всегда привлекает больше внимания.
Но работа на высоте — это риск. Тем более что уличному художнику нужно не только высоко забраться, но и, в случае опасности быть застуканным и задержанным, быстро скрыться. Стоит ли стрит-арт таких жертв?
Представить улицы без граффити для меня уже невозможно. Тем более что это направление набирает обороты, и появляются действительно достойные работы, заставляющие остановиться, оглянуться, восхититься мастерством и оригинальностью безвестных уличных художников.
Отличный пример того, как граффити могут украшать старую стену и одновременно ярко, но ненавязчиво привлекать внимание к рекламной вывеске.
Юлия АКСЕНОВА
Фото автора