Выпускнице Таганрогского технологического института ЮФУ Светлане Куценко присуждена золотая медаль Российской академии наук. Это известие для Светы стало радостной неожиданностью.
Мне позвонили из РАН и сообщили о медали, говорит она. Для меня это своеобразный знак продолжать научную работу.
Такие «знаки» жизнь Светлане посылает часто. Учеба в школе ей давалась легко. Несмотря на то, что класс был с математическим уклоном, гуманитарные науки она любила больше, чем точные. Особенно нравились русский, английский язык, история, литература. Любимые писатели Достоевский и Булгаков. Школу закончила с серебряной медалью. После выпускного с выбором профессии проблем не было. Мама заместитель главного бухгалтера ОАО «Ейскгоргаз» всегда хотела, чтобы дочь пошла по ее стопам или, хотя бы, имела экономическое образование. Чтобы осуществить мечту мамы, она решила поступить в ТРТУ, на специальность «Менеджмент организации». Но, как она ни старалась, в роли менеджера себя не представляла. И на втором курсе перевелась на факультет психологии. Родителям о том, что изменила специализацию, сообщила не сразу.
Боялась, признается Светлана. Оказалось, зря. Они для меня не только мама и папа, но еще и верные друзья, которые меня поддержали.
Отучившись год на факультете, последние два посвятила квалификационной работе по дисциплине «Возрастная психология» на тему «Образ «Я» подростков, находящихся в ситуации социального сиротства». Эту тему Света выбрала неслучайно. По статистике, в России около 800 тысяч официально зарегистрированных сирот, около 250 тыс. детей воспитываются в интернатских учреждениях. Все они составляют группу риска по формированию социального сиротства. Существуют два вида социального сиротства: скрытое и открытое. Если о детях, находящихся в детдоме, написано много, то скрытые социальные сироты практически не изучены. Открытое подразумевает лишение родителей прав на ребенка или отказ от него. Скрытый тип, когда ребенок живет в семье, но не чувствует эмоционального внимания со стороны родителей. По словам Светланы, образ «Я» важный компонент личности. В самом деле, самосознание, самооценка, зарождающиеся в ребенке с детства, получают бурное развитие в подростковом возрасте. С годами образ «Я» формирует поведение уже молодого человека и направляет его по жизни. Если образ «Я» будет искажен, то человек начнет испытывать психологические проблемы, не сможет адаптироваться в социуме. И в будущем социальный сирота станет строить свою жизнь по «сценарию» своих родителей.
Те, кто воспитывался в детском доме, повзрослев, могут бросить уже своих детей, уточняет Светлана. Дети родителейалкоголиков, став подростками, опять же могут употреблять спиртное, видя в нем способ избавления от проблем. А те, кто рос в благополучных семьях, но был эмоционально отвержен родителями, так же холодно будут относиться к собственным детям.
В своей работе Света приводит интересные результаты тестирования подростков, которое провела в детском доме, детском приемникераспределителе, школе, профучилище, ювенальном суде. Главным помощником при написании работы была для нее научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии О.Н. Истратова.
Интересно, что в эмпирической части исследования мы получили несколько иные результаты, чем те, что представлены в теории, говорит Светлана. Если в теории господствует точка зрения о том, что детдомовцы и неблагополучные подростки обладают заниженной самооценкой и негативным самоотношением, то наше исследование показало, что для них характерна адекватная и завышенная самооценка. У эмоционально отвергаемых родителями детей, напротив, самооценка является не адекватной, а именно заниженной, это подростки «группы риска». Можно сказать, что современные подростки сильно изменились, и данная тема требует дальнейшего изучения.
В прошлом году поступить в аспирантуру у Светланы не получилось. Она верит, что обязательно поступит в этом году. Думает изучать семейные детские дома. А пока работает секретарем в порту родного Ейска. Временно. Ведь у нее большие планы на будущее, связанные с наукой. Ей хочется преподавать в университете и продолжать исследование своей темы быть не только теоретиком, но и практиком. Также в сфере ее интересов гипноз, ребефинг (психотерапевтическая методика), иностранные языки, которые изучает самостоятельно. Хочется получить дополнительное лингвистическое образование
Планы обширные, говорит она. От этого «моя душа поет, а разум с радостью потирает руки». Думаю, для человека самое главное найти свое призвание в жизни.
Этой цели Светлана Куценко обязательно добьется.