Выпускнице Таганрогского технологического института ЮФУ Светлане Куценко присуждена золотая медаль Российской академии наук. Это известие для Светы стало радостной неожиданностью.

— Мне позвонили из РАН и сообщили о медали, — говорит она. — Для меня это свое­образный знак продолжать научную работу.

Такие «знаки» жизнь Светлане посылает часто. Учеба в школе ей давалась легко. Несмотря на то, что класс был с математическим уклоном, гуманитарные науки она любила больше, чем точные. Особенно нравились русский, английский язык, история, литература. Любимые писатели — Достоевский и Булгаков. Школу закончила с серебряной медалью. После выпускного с выбором профессии проблем не было. Мама — заместитель главного бухгалтера ОАО «Ейскгоргаз» — всегда хотела, чтобы дочь пошла по ее стопам или, хотя бы, имела экономическое образование. Чтобы осуществить мечту мамы, она решила поступить в ТРТУ, на специальность «Менеджмент организации». Но, как она ни старалась, в роли менеджера себя не представляла. И на втором курсе перевелась на факультет психологии. Родителям о том, что изменила специализацию, сообщила не сразу.

— Боялась, — признается Светлана. — Оказалось, зря. Они для меня не только мама и папа, но еще и верные друзья, которые меня поддержали.

Отучившись год на факультете, последние два посвятила квалификационной работе по дисциплине «Возрастная психология» на тему «Образ «Я» подростков, находящихся в ситуации социального сиротства». Эту тему Света выбрала неслучайно. По статистике, в России  около 800 тысяч официально зарегистрированных сирот, около 250 тыс. детей воспитываются в интернатских учреждениях. Все они составляют группу риска по формированию социального сиротства. Существуют два вида социального сиротства: скрытое и открытое. Если о детях, находящихся в детдоме, написано много, то скрытые социальные сироты практически не изучены. Открытое подразумевает лишение родителей прав на ребенка или отказ от него. Скрытый тип, когда ребенок живет в семье, но не чувствует эмоционального внимания со стороны родителей. По словам Светланы, образ «Я» — важный компонент личности. В самом деле, самосознание, самооценка, зарождающиеся в ребенке с детства, получают бурное развитие в подростковом возрасте. С годами образ «Я» формирует поведение уже молодого человека и направляет его по жизни. Если образ «Я» будет искажен, то человек начнет испытывать психологические проблемы, не сможет адаптироваться в социуме. И в будущем социальный сирота станет строить свою жизнь по «сценарию» своих родителей. 

— Те, кто воспитывался в детском доме, повзрослев, могут бросить уже своих детей, — уточняет Светлана. — Дети родителей­алкоголиков, став подростками, опять же могут употреблять спиртное, видя в нем способ избавления от проблем. А те, кто рос в благополучных семьях, но был эмоционально отвержен родителями, так же холодно будут относиться к собственным детям.

В своей работе Света приводит интересные результаты тестирования подростков, которое провела в детском доме, детском приемнике­распределителе, школе, проф­училище, ювенальном суде. Главным помощником при написании работы была для нее научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии О.Н. Истратова.

— Интересно, что в эмпирической части исследования мы получили несколько иные результаты, чем те, что представлены в теории, — говорит Светлана. — Если в теории господствует точка зрения о том, что детдомовцы и неблагополучные подростки обладают заниженной самооценкой и негативным самоотношением, то наше исследование показало, что для них характерна адекватная и завышенная самооценка. У эмоционально отвергаемых родителями детей, напротив, самооценка является не адекватной, а именно заниженной, это подростки «группы риска». Можно сказать, что современные подростки сильно изменились, и данная тема требует дальнейшего изучения.

В прошлом году поступить в аспирантуру у Светланы не получилось. Она верит, что обязательно поступит в этом году. Думает изучать семейные детские дома. А пока работает секретарем в порту родного Ейска. Временно. Ведь у нее большие планы на будущее, связанные с наукой. Ей хочется преподавать в университете и продолжать исследование своей темы — быть не только теоретиком, но и практиком. Также в сфере ее интересов — гипноз, ребефинг (психотерапевтическая методика), иностранные языки, которые изучает самостоятельно. Хочется получить дополнительное лингвистическое образование…

— Планы обширные, — говорит она. — От этого «моя душа поет, а разум с радостью потирает руки». Думаю, для человека самое главное — найти свое призвание в жизни.

Этой цели Светлана Куценко обязательно добьется.