В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в этом году участвовали более полутора тысяч ребят со всей Ростовской области. Из Гуково сюда приехали шестьдесят семь человек. Семнадцать из них заняли призовые места.

Причем четверо молодых гуковчан будут представлять нашу область на финале олимпиады. Блестящие показатели!

Гуково — это сеть  шахтерских поселков, в котором 13 школ. Учатся здесь около 5,5 тысячи школьников. Некоторые из школ получают дополнительные областные дотации: наполняемость маленькая, в классах по 17-19 человек, поэтому «подушное» финансирование не всегда позволяет удержаться школам на плаву. Откуда тогда такие показатели на олимпиадах? Ведь, кроме Всероссийской, молодые гуковчане с успехом «отмечаются» на многих региональных и зональных школьных олимпиадах, в том числе и негосударственных.

По словам Елены Голиковой, заместителя заведующей городским отделом образования Гуково, это результаты «конкурентной» борьбы местных школ.

— Демографические прогнозы неутешительные:  небольшое увеличение количества первоклассников ожидается лишь в сентябре этого года, а до этого с 2002 года этот показатель  только шел вниз, — поясняет она сложившуюся ситуацию. — Тем более сказывается специфика моногорода: когда шахты начали закрываться, тысячи гуковчан, в том числе и молодые семьи, покинули город.

Нехватка учеников в условиях распределения финансирования по количеству учащихся заставляет школы буквально бороться за каждого школьника, привлекая его (а точнее, его родителей) с помощью дополнительных или особых программ обучения. Тем более многие родители работают  в других городах, и хорошо, если видятся со своими детьми на выходных. Заставить их оставить ребенка учиться здесь, а не перевезти на съемную квартиру в том же Ростове, может лишь факт: образование в Гуково — лучше.

Решают эту проблему, по словам Елены Юрьевны, с помощью внедрения инноваций в образование. «Обычных» школ в Гуково нет: почти в каждой из них есть свои особенности. Так, в городе пять школ — «миллионников», которые получили федеральные гранты на развитие своих проектов. И практически каждая школа стала экспериментальной площадкой, где проходят обкатку областные проекты.

— Например, школа №1 делает акцент на развитии творческой личности, а № 2 — гражданского самосознания с углубленным изучением истории и краеведения.  Для ослабленных деток — школа № 4, где реализуется здоровье сберегающая программа. Есть школа православной культуры, есть — с углубленным изучением информационно-коммуникативных дисциплин, — перечисляет Елена Юрьевна. — Получается, что в Гуково есть выбор под любые особенности и интересы ребенка: гуманитарные или технические. Это и называется — здоровая конкуренция.

… Впрочем, Гуково особенно славится по всей Ростовской области математическим образованием. На региональном этапе Всероссийской олимпиады четверо школьников заняли первые места именно по этому предмету (правда, один из них в Москву на финал пока не поедет — он восьмиклассник). Елена Голикова соотносит эти победы в том числе и с работой  воскресной математической школы на базе филиала РИНХа — это еще один серьезный «конкурент» городского  школьного образования.

— Ребята, которые посещают эту школу, потом без особого труда поступают даже в МФТИ, — с гордостью рассказывает она. — У нас в планах сделать аналогичные школы и по другим предметам. Для этой у нас была серьезная техническая база: еще 15 лет назад дополнительные занятия были в основном направлены на поступления в горные техникумы и институты. Сейчас стараемся развивать и гуманитарные науки.

… Но пока на это нет ни сил, ни времени. Здоровой конкуренции среди школ мешает еще и  слишком «возрастной» состав педагогов.

— Конечно, учителя в 65-70 лет дадут фору любому молодому специалисту, — рассказывает  Елена Юрьевна. — Но что будет через пару лет, когда они уйдут на пенсию? Сейчас молодых педагогов со стажем меньше 5 лет в школах — десятая часть коллективов, а в садах и того меньше. Это неразрешимо без помощи городских властей, но таких программ в Гуково пока нет. А ведь это в том числе мешает и самому процессу образования: даже опытному, но пожилому  учителю, например,  сложно говорить о современных технических новинках…

Такая инновационная «конкуренция» требует повышенного контроля со стороны государства. Поэтому мониторинги гуковских школ проводятся не раз в полугодие,  как было раньше, а каждую неделю. Нередки и проверочные тестирования школьников. Такой постоянный документооборот, по словам чиновника от образования, не затрудняет работу дирекции  — все школы подключены к Интернету, и обмен отчетами не занимает много времени. Зато, по сравнению с прошлыми годами, после введения таких проверок достаточно сильно повысились показатели ЕГЭ: в 2009 году без двоек выпустились 76,2% учащихся, причем большинство школьников сдавали три и больше экзаменов.