Школьные программы сейчас стали притчей во языцех. Человека, от школы далекого, учившегося двадцать или тридцать лет назад, даже формулировка может удивить: какие «программы»? Разве она не одна? Утвержденная государством, основа лучшей в мире школы…
Увы, разнообразие программ поражает воображение. И, по мнению многих родителей, а подчас и педагогов, к ним вполне применимо выражение «одна другой хуже». Часто можно слышать разговор наподобие следующего:
У вас «Школа 2100»?
Да. Неважная программа. Задания непонятные, сложные.
Ну, что вы, по сравнению с «Гармонией» это просто сказка
А вот в соседней школе один класс учится по программе «Школы России»! Там букварь почти как раньше.
Повезло
В
На страницах нашей газеты мы не раз поднимали вопрос о качестве школьного обучения, о заданиях, которые, мягко говоря, недоработаны, что видно невооруженным глазом, о том, какие книги заставляют читать детей. Все новые и новые разработки идут в ход, все «продвинутее» становятся задания. Некоторые задачи по арифметике сформулированы так, что просто не имеют однозначного решения. Да и с другими предметами не все просто.
Ясно, что столичным
Возьмем, к примеру, литературу. Точнее, чтение. По каким стихам, рассказам должны учиться дети? Пушкин? Некрасов? Лев Толстой? Помилуйте, это же каменный век Есть новые авторы, и в программе «Школа 2100» только на их произведениях строятся уроки. Юнна Мориц, Генрих Сапгир Возможно, некоторые их стихотворения действительно забавны и интересны. Но объявить этих авторов классиками русского слова, строить программу на их стихах?
Тем более что и стихи, как правило, странноваты. Часто в них просматривается некоторое «психоделическое» содержание.
Значит, я вчера подумал,
Что сегодня это завтра.
Но когда придет сегодня,
Назовут его «вчера».
Это отрывок из стиха Сапгира, который младшим школьникам нужно выучить наизусть. Сам стих гораздо больше, и логические построения в нем весьма причудливы. Оно бы и ничего, и такие стихи неплохи в умеренных дозах под настроение, да только где же лошадка, которая тянет в гору воз хвороста? Списана на свалку истории?
Авторы учебников изощряются. То они рассказывают, что проводили эксперименты со своими детьми и дети их учились по новой программе просто отлично, достигли небывалых успехов. То говорят, что вовсе и не нужно решать все задачи из их учебника, достаточно, чтобы ребенок просто задумался, а найдет ли он решение, неважно. Задумываться надо. Но как быть с «ситуацией успеха», с тем, чтобы у ребенка получалось учиться, чтобы ему это нравилось? Чтобы он получал
Увы, и педагогам выбирать особенно не приходится. Школа хочет быть на хорошем счету? Она должна заниматься по инновационным программам. Педагог хочет иметь высокий разряд? Он не только должен применять инновационные разработки, но и сам их делать
А, может быть, в классическом школьном образовании каждому инноватором быть и не стоит? Может быть, достаточно просто и честно учить детей по хорошей, проверенной годами и поколениями программе? Непрекращающийся годами эксперимент может дать хорошие результаты, а может и плохие. На то он и эксперимент. Результат неизвестен!
В нашей стране действует приоритетный национальный проект «Образование». Школы оснащаются компьютерами и учебными пособиями, учителя поощряются материально
Прекрасно, замечательно. Может быть, стоит подумать и о единой школьной программе? Только сделанной не «на коленке» небольшим коллективом авторов, а принятой после обсуждения всем педагогическим сообществом, со своими исключениями (пусть