
Вчера в интервью «Как учили, то и получили…» с доктором педагогических наук, профессором ДГТУ, завкафедрой «Педагогические измерения» Надеждой Федоровной ЕФРЕМОВОЙ мы говорили о педагогических измерениях как средстве оценивания знаний школьников и о качестве современного образования. Сегодня наш разговор о том, какие задачи стоят перед образованием, что мешает ему двигаться вперед?
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Процессы, которые прошли в нашей стране в 90х, не могли не сказаться на образовании, говорит Надежда Федоровна. Многое было утеряно, сейчас мы пытаемся наверстать упущенное. Но мы живем уже в другом обществе, а потому и требования к образованию сегодня другие. Если раньше учитель и преподаватель вуза были практически единственными носителями информации, то сегодня обязанности педагога более широкие конструктор образовательного процесса и фасилитатор, посредник, который должен уметь водить ученика по потокам информации и новых знаний. А информации много не только в школе, но и в Интернете, в прессе, на телевидении. Поэтому образование становится все больше информационным, меняется и роль самого педагога. Его главная задача «научить учиться и учиться всю жизнь». Это значит, что в процессе обучения обучающийся должен научиться выбирать, потреблять, использовать знания, делать выбор своей образовательной траектории. Особенно это важно на уровне высшей школы.
У нас есть такие педагоги?
К сожалению, у нас в значительной мере была потеряна педагогическая база. В 90е годы, когда шли негативные процессы в стране, образование также испытывало трудности. Выпускники тех лет поступали в вузы при низких конкурсах, зачастую плохо усваивали знания. Теперь они работают. Пройдет несколько итераций, прежде чем в школы и вузы придут хорошо подготовленные педагоги. А вузы уже сегодня должны перейти в другое состояние, чтобы на выходе выдавать качественную продукцию, в том числе новые знания педагогов. Учителям нужно понять, как поновому надо учить детей в современных условиях, готовя их к будущему, о котором даже ученые могут не знать.
Что сегодня требуется от учителя?
Ему нужно адаптироваться в новых условиях, надо, в лучшем смысле этого слова, приспосабливаться, обучаться, потреблять, анализировать новые знания и применять их на практике, все это компетентностный подход, важный как для ученика, так и для учителя.
Раньше мы говорили «хорошее образование» или «плохое». Сегодня постоянно слышим: «Нужны компетенции, качество образования». Что это означает?
Качество образовательных программ, условий и результата обучения это и есть качество образования. А в нем, еще со времен Яна Коменского, за 400 лет до нас заложены знания, умения, навыки (ЗУНы). Наша школа в традиционной форме всегда обращала на них внимание. Но сегодня добавляются компетенции и компетентности. Фактически это умение использовать весь багаж знаний и умений человека в общественной и личностнозначимой деятельности.
Его потенциал.
Не только. У человека может быть огромный потенциал, но это не значит, что он сможет его использовать. Сколько тех, кто учились на «отлично», а в практической деятельности успехов не достигли. Потенциал большой, а кинетики и динамики знаний нет. Нужны компетенции. А компетенции это как раз умение действовать с учетом накопленных знаний, умений, навыков со всей компетентностью.
Сразу не разберешься.
Основной массе учителей и многим преподавателям вуза это пока непонятно. Нужно осваивать методы работы с компетентностными заданиями. Приведу только один самый простенький пример, задание, которое часто задаю своим слушателямпедагогам. Есть корзина, в которой десять яиц. Корзина упала, часть яиц разбилась, часть осталась целой. Дается возможность выбора соотношения битых и небитых яиц: 2:5, 1:5, 2:3, 3:4. Какой правильный ответ?
2:3.
У вас хороший математический, аналитический ум. В других вариантах число битых яиц не может быть кратно 10. А многие выбирают какие угодно соотношения, только не 2:3. Подобные примеры могут быть и в других предметах и на другом уровне трудности. Разработке таких компетентностноориентированных заданий должны учиться педагоги для того, чтобы потом вводить их в процесс обучения.
А в вузе этому не учат?
Большая проблема в том, что вузы выпускают педагогов по старым программам. Нужны новые, востребованные временем. И, конечно, очень сложно развернуть сознание преподавателей вузов на необходимость готовить будущих педагогов к новой жизни, тем условиям, о которых мы еще не знаем.
Как подготовить к неизвестному?
Раньше учитель давал ученикам фундаментальные знания, теперь он должен еще и формировать компетенции, чтобы они могли ориентироваться и действовать в неожиданных ситуациях.
Если учесть стратегию Министерства образования и науки РФ на сокращение вузов, то таких педагогов мы можем не досчитаться.
Эта стратегия объяснима. За двадцать лет число вузов чуть ли не утроилось. И качество образования в них очень разное. Более того, страна сейчас вступает в международное образовательное пространство, появляются аккредитационные агентства, которые должны оценивать, способно ли образовательное учреждение дать требуемое качество или нет. Здесь две стороны: положительная борьба за качество и отрицательная с водой не выплеснуть бы ребенка кто и как будет определять судьбу вуза? Для многих этот процесс очень болезненный.
Сколько выпускников в год дает общеобразовательная школа и сколько абитуриентов поступают в вузы?
В прошлом году число выпускников составило 850 тысяч. Только государственные вузы приняли более 400 тысяч, остальные пошли на коммерческий набор, коммерческие вузы, некоторые в ССУЗы. То есть мест в вузах больше, чем выпускников. С одной стороны, хорошо, что все могут получить высшее образование, с другой а какое это образование? Какой сегодня подход к вузам? Может он выживать, нужен ли его выпускник-специалист комуто, если да, и ради бога. Сейчас вопрос начинает ставиться иначе: качественные вузы в будущем будут выживать, а некачественные, наверное, должны будут отсеяться.
А критерии оценки?
Выпускники, которые выберут или не выберут вуз, родители со своими деньгами, наконец, работодатели. Сегодня в компетентностном подходе появляется конкуренция основных образовательных программ. Если раньше программы спускались сверху, то теперь есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на базе которого каждый вуз создает свои образовательные программы. Придут выпускники на образовательную программу вуза, он будет функционировать, а если она не востребована, ее либо быстро надо заменить, либо закрываться вузу. Это происходит на региональном уровне, такой же процесс идет на международном уровне. Есть страны, которые направляют своих студентов в образовательные учреждения других государств, и по ним видно, какие вузы пользуются спросом на международном уровне.
И в вузы каких стран студенты стремятся попасть?
Четвертая часть приходится на американские, около 15% на английские. В европейские стремится по 9-10%, на Россию приходится только 3%. Идет конкурентная борьба, и нужно, чтобы наше образование было востребовано.
Мы так стараемся, а к нам не едут. В чем причина?
Все знают, что фундаментальное образование у нас хорошее. Но, во-первых, оно не практикоориентированное, а во-вторых, у нас нет англоязычной среды. А учиться, не зная языка, очень сложно, кроме того, важно знать языки международного общения для успешной деятельности. Сейчас в Высшей школе экономики принимают меры для того, чтобы обучение в магистратуре по направлению менеджмента полностью перевести на английский язык. И кто, скажите, из числа других отечественных вузов будет конкурентоспособным в таком случае Высшей школе экономики? Сегодня и вузы, и школы должны стремиться к тому, чтобы соответствовать времени. И тогда, возможно, наше образование снова будет лучшим в мире.

