Как стать высококлассным специалистом, быть полезным обществу и сделать так, чтобы за твой труд платили приличные деньги? У героев нашего материала пока четких ответов на эти вопросы нет. Но первые шаги на пути к профессии они, кажется, сделали.

Выпускники нынешнего года, таганрогские школьники Ирина Лях и Андрей Батурин стали победителями всероссийских олимпиад. Свое будущее они связывают с юриспруденцией.

Но из двоих на «всероссе» по праву победила одиннадцатиклассница таганрогской школы № 24 Ирина Лях. «Не совсем обычный ребенок» (как отзывается о ней учитель Светлана Колина), она даже на лето брала книжки по праву и усиленно их штудировала. Стать адвокатом — возможно, эта мечта Иры когда-то и сбудется. Пока же Ирина рассказывала о ярких примерах из истории адвокатуры в своей речи на всероссийской олимпиаде.

— Соседи по вагону очень удивились, когда услышали, как я вслух читаю юридические книжки, — рассказывает Ирина. — Это я по дороге на всероссийскую олимпиаду к выступлению готовилась.

К победе на «всероссе» она шла давно. Еще в шестом классе на олимпиаде по праву заняла третье место. С тех пор и «понеслось». Предмет так заинтересовал, что Ира стала постоянной участницей правовых олимпиад разного уровня. В девятом классе выступила на конференции Донской академии наук юных исследователей. Тогда уровень работы сочли слишком серьезным для школьницы. Вузовские преподаватели из жюри не поверили в то, что она сама справилась с темой «Проблема совершенствования государственных методов по борьбе с коррупцией». Призового места не заняла. Всего спустя два года Ира доказала: стремление к изучению юриспруденции — для нее всерьез.

Сейчас она сдает предметы Единого государственного экзамена. Но главная проблема: куда поступать — на юридический факультет МГУ или в не менее престижный МГИМО? Эта привилегия у «олимпиадников» осталась и при ЕГЭ. Как и прежде, победители и призеры всероссийских олимпиад имеют право выбора — поступить в любой вуз страны без экзаменов.

Выпускник Мариинской гимназии Антон Батурин как раз попадает в категорию призеров. Таких, как он, на «всероссе» наберется десятка три. А вот в олимпиаде по истории Батурин победил. Историком себя не видит — «хочется чего-то более прикладного». Однако приводит известную цитату: «История — учительница жизни». Антон считает, что знания этого предмета в любом случае пригодятся.

Победитель всероссийской олимпиады по истории цитировал Ключевского на волейбольной площадке. Именно там он решил скоротать один из вечеров буднего дня. Пока другие носились с мячом по площадке, Антон рассказывал «Нашему времени» о роли и месте в истории личности Ивана Грозного, о значении плюрализма и о недопустимости господства какой-либо одной точки зрения в исторической науке.

Победа на всероссийской олимпиаде для него неожиданна. Она — свидетельство качественного гуманитарного образования, которое он получил в Мариинской гимназии. «Мариинка» (как ее называют) в Таганроге на хорошем счету. Гимназисты добивались побед на различных конкурсах и олимпиадах. У преподавателя истории, обществознания и права Владимира Ряжкина Антон — первый победитель всероссийской олимпиады. Ученик благодарен своему учителю. Однако педагог считает, что победа на «всероссе» полностью заслуга Антона: «Я его только подготовил до нужного уровня».

Владимир Ряжкин и Светлана Колина в этом году должны получить губернаторскую премию в размере 50 тысяч рублей — за подготовку победителей всероссийской олимпиады. Для учителей это станет весомым подарком. Однако финансы никогда не играли решающей роли в работе педагога с одаренными. «С ними интересно» — в этих простых словах, сказанных Светланой Колиной, кажется, и содержится кредо учителей.

Для ученика лицея №1 Пролетарска Максима Прасолова поступление в вуз еще впереди — одиннадцатый класс закончить надо. Однако уже к десятому он выбился в число лучших. За все время существования президентских премий для талантливой молодежи (с 2006 года) всего два человека в районе получили их, добившись успехов в граждановедческих дисциплинах. Первый — Владимир Колотухин — сейчас заканчивает четвертый курс юрфака ЮФУ. Второй — Максим Прасолов — в одиннадцатый класс перешел. В минувшем году он занял первое место на областной олимпиаде по граждановедению.

Однако интерес к этому предмету все-таки пересиливает стремление стать журналистом.

— На его выбор повлияла Елена Геннадьевна Шкадина, — рассказывает учитель истории и обществознания лицея №1 Елена Александровна Мазуренко.

Сама Шкадина уехала в Санкт-Петербург. «За новыми впечатлениями», — так и сказала. Сейчас преподает в одной из питерских школ и удивляется, что там учителя «трудятся четко «от сих до сих»: отучились и — по домам. В ее родной Пролетарской первой школе педагоги могли и после уроков с учениками сидеть, отвечая на их вопросы по непонятной теме. «Надумаешь вернуться, приезжай», — говорят своей молодой коллеге в Первом пролетарском лицее.

И правда: там, в столицах, привычно, что ученики добиваются успехов — поступают в престижные вузы. А в провинции каждый выращенный педагогом талант — на вес золота…