Оказывается, именно в них может превратиться чтение газеты.

Хутор Маяк Сальского района не относится к густонаселенным территориям. В нем живут порядка шестисот человек. В хуторской школе №1 учится 87 мальчишек и девчонок. В самом большом классе — 13 учеников. Малая численность дает педагогам возможность обеспечить тот самый индивидуальный подход, о необходимости которого теперь часто говорят.

Жизнь в школе течет с восьми утра и до восьми вечера. Учебный процесс сменяется внешкольными занятиями. Благодаря новым стандартам, уже работающим в начальных классах, у педагогов появилась возможность так распределить свою нагрузку, что за внеучебное время они еще доплату получают.

— Наши ученики занимаются и спортом, и музыкой, — рассказывает учитель истории и общество­знания Татьяна Васильевна Тишина (на фото). — Большой популярностью пользуется туристический кружок. Под руководством педагога Ларисы Чегасовой дети защищали честь Сальского района на областных соревнованиях.

Неотъемлемой приметой учебного процесса в первой школе хутора Маяка стала газета «Наше время». Свежий номер «НВ» лежит и в учительской, и в библиотеке. Подписчиками «Нашего времени» являются пять педагогов школы. Учителя приучают к газете и учеников.

— А мы теперь без нее не можем! — говорит Татьяна Тишина. — Привыкли. Газету хочется читать, изучать, смотреть. Это и делаем на уроках. Вместе с учениками отмечаем, какие статьи нам понравились, а какие нет.

В прошлом учебном году на уроках общество­знания оживленнейшую полемику вызывали материалы газеты, посвященные проблемам в российской армии. Почему в Ростове и Новочеркасске закрыли военные училища, которые призваны готовить кадры для оборонного щита страны? Что происходит в армии, если комитет солдатских матерей и сегодня вынужден защищать солдат от дедовщины? Вот над какими серьезными вопросами заставило задуматься учеников школы №1 чтение газеты.

Одиннадцатиклассница, ныне уже окончившая школу, Галина Игнатенко публикации «Нашего времени» использовала для своей исследовательской работы, с которой выступила на конференции Донской академии наук юных исследователей. Жюри подсекции «Наше время» читающие» (а в него входили преподаватели Южного федерального университета и Ростовского государственного экономического университета) присудило работе Галины Игнатенко третье место.

К газете, надо сказать, старшеклассники привыкают не сразу. Ведь в их арсенале теперь есть Интернет. Любой современный тинейджер знает, что Яндекс найдет все. «А еще в сети картинок много», — прибавляют школьники.

Однако ученики школы №1 хутора Маяка готовы уточнить мнение сверстников.

— Да, в Интернете есть все, — соглашается десятиклассница Ксения Громова. — Но доверять я скорее буду тексту, напечатанному в газете. Потому что не всегда в Интернет выкладывают проверенную информацию…

— В газете информация собрана в компактном виде, — рассказывает Андрей Бочаров, десятиклассник. — Она вся на виду, создает какую-то общую картину. А в Интернете все разбросано по разным сайтам…

— Мне симпатизирует именно в «Нашем времени» то, что газета настраивает на позитив, — говорит Татьяна Тишина. — Включишь телевизор, а там убийства, драки, сплошные чрезвычайные происшествия. В газете можно прочитать о простых людях труда, которые живут рядом с нами и что-то создают. Оказывается, ведь не все плохо. Есть другие люди, которые живут, любят, работают, воплощают свои мечты в жизнь. Вот на что газета нацеливает.

Иное мнение у выпускницы школы №1 хутора Маяка Вероники Мощенко. Она не согласилась с учителем.

— Вы живете какой-то утопией! — рассудила девушка. — А вам показывают реальную жизнь. Из выпусков новостей хоть будете знать, что есть проблемы. Мы, только закончив школу, уже задумываемся над ними. Ну, например, как идти работать, если работодателю нужны специалисты с опытом, а нам, как будущим выпускникам вузов, где его приобрести?.. И это только один из вопросов. Разве пишет об этом газета?!

Вероника поступила в Донской государственный агарный университет и … исполнила свою мечту. Она с детства стремилась работать с животными. Накануне учебы в вузе Вероника пришла в родную школу. Там мы с ней и познакомились. А в своем одиннадцатом классе Вероника Мощенко была одной из тех, кто обсуждал материалы о проблемах армии, вычитанные в «Нашем времени». Галина Игнатенко, подготовившая работу на конференции ДАНЮИ, — одноклассница Вероники. Не будем утверждать на сто процентов, но все же рискнем предположить, что, возможно, чтение газеты на уроках научило девушку критично оценивать ситуацию и рассуждать…

А кроме всего прочего, читать прессу, оказывается, почти то же, что и литературный язык изучать. Во всяком случае педагоги школы №1 хутора Маяка так считают. Предлагая своим ученикам на уроках знакомиться с газетой «Наше время» и обсуждать опубликованные в ней материалы, они исходят из того, что дети, прочитав газетные строчки, научатся правильно и грамотно говорить. Ученики прочтут написанное в газете раз, другой, третий — это у них отложится где-то в памяти. Глядишь, грамотнее начнут излагать свои мысли и аргументированно отстаивать собственную точку зрения…