Каждый год в начале октября страна торжественно отмечает День учителя. Символично, что именно сегодня депутаты Государственной думы обсуждают новый закон «Об образовании», который станет юридической основой жизни учителей и всей системы отечественного образования.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Борзова по просьбе «НВ» прокомментировала основные положения закона «Об образовании», находящегося сейчас на рассмотрении Государственной думы:

— Действующий закон «Об образовании» был принят еще в 1992 году. За это время жизнь в стране претерпела кардинальные изменения: изменилась экономика, изменились социальные отношения между людьми. Бесконечное внесение поправок в действующее законодательство не является выходом — необходим новый закон, соответствующий требованиям новой эпохи.

Новый закон направлен прежде всего на обеспечение реализации конституционного права гражданина на получение образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования.

Большинство из этих положений получило в законопроекте дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями.

В законопроекте подробно урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии учителям в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законопроекте уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.