— В советские времена в садиках о нас заботились, нас оздоровляли, учили правилам поведения в обществе, вежливости. Много было хорошего. Теперь в садик ходит моя правнучка Катя. У них в группе настолько разные занятия, что просто душа радуется за ребенка! С каким интересом она идет в садик, какие поделки приносит… У них и уроки бисероплетения проходят, и в шахматы их учат играть. Я уже не говорю про рисование, пение и чтение. В вашей газете я как-то прочитала, что навыки, заложенные в детстве, раскрывают потенциал человека и помогают ему реализоваться в жизни. Полностью с этим согласна. Поэтому я — за новые методики.

Анна Иосифовна Соловьева, пенсионерка,
25 лет проработала учителем
.

— Надеюсь, через какое-то время наше государство опомнится и перестанет ставить эксперименты на детях. Для чего нужны постоянные смены методик для детских садов? «Радуга», «Истоки», «Рекорд-Старт», «Детство», «Тропинки», «Школа 2000», «Школа 2100»... Просто жалко современных детей! У них такая нагрузка.... Я своих детей воспитываю сама, в садик не вожу принципиально. Считаю, что индивидуальный подход к детям лучше коллективного.

Раиса Федулова, домохозяйка, мама двоих детей

— Не хочу сравнивать новые и старые методики, лично мне нравится методы воспитания, которые пропагандировал Януш Корчак. Советую не только воспитателям, но и родителям прочитать его книгу «Как любить детей». Если бы от меня зависела реформа детского воспитания в садах, то я бы придерживался следующих принципов:

1. Дети должны быть распределены по группам, в которых равное количество мальчиков и девочек. Гендерное различие групп благотворно влияет на детей, мальчики инстинктивно будут вести себя как мальчики, а девочки - как девочки.

2. В каждой группе должны быть 2 воспитателя - мужчина и женщина (опять — гендерное начало, дети должны видеть пример поведения от обоих полов, к сожалению, сейчас женщины составляют подавляющее большинство в системе воспитания и образования).

3. Профессия воспитателя должна быть востребована и высокооплачиваема. Жизнь показывает, что у нас эта профессия непрестижна.

4. Воспитательно-учебный процесс должен иметь игровой характер. Древние мыслители говорили: «Хочешь быть серьёзным? Играй в игры!» Доказано, что игры — лучший способ усвоить материал и воспитать чувство коллективизма.

5. Воспитываться должен не только ум, но и тело — отсюда важность подвижных игр на воздухе, игровой площадке, в бассейне. Самое главное в воспитании — заложить базис характера (он формируется в возрасте от 2 до 5 лет), для этого есть 4 критерия: отношение к окружающим людям, отношение к самому себе, отношение к вещам, отношение к труду. Если где-то упустили, может вырасти жестокий эгоист или неуверенный в себе мизантроп. И еще. Какие бы ни вводились методики, как бы ни старалось государство развивать детей, если у ребенка не будет ЗДОРОВОГО СЕМЕЙНОГО окружения, все усилия напрасны. Ребенок только тогда станет полноценной личностью, когда у него дома все будет хорошо.

Кирилл Махрин, студент-историк

— Понятно, что мир не стоит на месте, что нужно двигаться вперед, но не такими же нервными прыжками! Просто массовый психоз в погоне за новыми методиками. Не успеют воспитатели одну изучить, «сверху» уже другая спускается. Опытные воспитатели вообще говорят, что самой лучшей была советская система воспитания детей. В ней учитывались все стороны развития ребенка.

Светлана Шучкина, повар детского сада

— На мой взгляд, такие критерии оценок, как старая и новая методика, крайне размыты. Необходимо верно понимать, на что были направлены методики раньше и что сегодня предлагается. Каким вырастет наш сегодняшний ребенок? Здесь нужно отметить, что никто из нас не знает, что будет через 5, 10 и тем более 20 лет. Наш ребенок вырос и ..? Как выглядит мир? Какие качества необходимы ему? Какие ценности у общества? Вопросов сегодня больше, чем ответов. В садиках советского времени очень важно было быть хорошим товарищем, активным, как все. Коллектив важнее индивидуальности. Сейчас в воспитании перевес в другую сторону.
Выбирая методику для работы в сети наших садиков «Умнички», мы отталкивались от того, что человеку всегда важно быть самодостаточным, адекватно понимать происходящее, уметь принимать решения и нести за них ответственность. При этом сохранять свою уникальность . Все эти нюансы позволяет реализовывать такая, казалось бы, всем известная, но так мало еще изученная в России методика Монтессори, которую мы используем в своей работе. Есть еще очень важный момент в реализации тех или иных методик — это педагоги, которые были воспитаны определенным образом. Невозможно воспитать свободного человека, будучи глубоко несвободным человеком. И пройдут годы, прежде чем мы поймем разницу между свободой выбора и ответственностью за свой выбор и полным отсутствием границ и безответственностью.

Светлана Рыбникова,
руководитель сети частных садиков «Умнички»

Итоги анонимного опроса на сайте www.nvgazeta.ru и в группе «Наше время» в социальных сетях

Подготовила Ирина СТУКАЛОВА