Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. И когда учителя новочеркасской средней школы № 1 проанализировали систему своей работы, вдруг оказалось, что цели и способы воспитания школьников, при всей их новизне, во многом напоминают ту, старую, еще советскую школу. Которая, между прочим, дала России выдающихся деятелей науки, культуры, искусств, производства.

Украшением конференции стал творческий проект «Читая Шекспира…», где были представлены рисунки детей к сонетам великого автора эпохи Возрождения, а также эссе.

«Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, видеть проблемы и искать пути их решения, заниматься самообразованием, – говорит Инна Терещенко, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. – А разве не этому мы учили своих учеников все это время?»

В новую школу педагоги взяли лучшее от школы старой. Здесь, в первой школе города, воспитывают юных исследователей – педагоги учат детей самостоятельно планировать, обрабатывать информацию, анализировать, составлять письменный отчет.

Школа занимается проектно-исследовательской деятельностью в течение многих лет, и результаты весьма впечатляют. Это творческие, исследовательские и социальные проекты, ставшие победителями городских, областных, всероссийских и международных конкурсов: «Мой старый школьный двор», «Назад в прошлое: школьная форма», «Роковая сделка», «Единство в различии: Россия и англоговорящий мир. Время для равных возможностей». 

Школьный печатный орган «Ступени» недавно дополнился яркими приложениями: «Мой герой», «Курс на солнце», «Ступень к Парнасу», «Англия – ближе, чем нам кажется», «Красота мира глазами российских и американских школьников». А скажите, во многих ли школах готовят телеведущих, артистов, тележурналистов? Здесь – готовят! Создано школьное телевидение «ЛЮКС-ТВ». 

Кстати, проектная деятельность не ограничивается рамками лишь одного образовательного учреждения. Много совместных проектов со школами-партнерами: городским лицеем № 7 и зарубежными партнерами – Perkins K-8 School, Сан-Диего, США. 

В прошлом учебном году школе присвоен статус муниципальной инновационной площадки, осуществляющей разработку и внедрение нового содержания образования в направлении «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества образования». На базе школы ежегодно проводятся научные конференции, по итогам выпускается школьный сборник эссе «ИСТОК» (Исследования сообразительных творческих одаренных команд), в котором публикуются тезисы проектов, ставших победителями и призерами по итогам работы конференции. 

В мае этого года была проведена V общешкольная конференция «Наши проекты и исследования». Были рассмотрены 79 проектов и исследовательских работ, авторами которых стали 158 (!) школьников – от учащихся начальной школы до выпускников.

Жюри была отмечена системность исследовательской работы в деятельности экологического сообщества «ГАРМОНИЯ». Ребята получили возможность в условиях современной лаборатории проводить настоящие исследования состояния водоемов, за что благодарят сотрудников кафедры водного хозяйства, инженерных сетей и защиты окружающей среды ЮРГПУ.

Слушатели конференции и экспертная группа отметили работу «Военные хроники моей семьи», которая стала достойным продолжением общешкольного проекта «Я помню, я горжусь!».

Так это ж сплошные инновации, скажете вы. И будете неправы. И вот почему. Главный принцип обучения в школе взят из советской эпохи: школа – для ученика, а не ученик для школы. Когда-то известный педагог и журналист Симон Соловейчик назвал такой процесс «учением с увлечением». Не натаскивание, а обучение, не урокодательство, а воспитание, формирование личности. То, чего сегодня порой не достает современной школе.


Ирина НИКОЛАЕВА