Дата публикации:
28 июн 2019 г.
В прошлом выпуске специалист по скорочтению Игорь ЮРОВ начал разговор о пользе чтения для сохранения памяти в пожилом возрасте. Сегодня мы продолжаем беседу.
Окончание. Начало в № 183 от 31 мая.
1200
– Память, образно говоря – наш шкаф, куда мы складываем нужные для запоминания ключевые слова. И скорочтение здесь играет не последнюю роль, – говорит Игорь Иванович. – Потому что, как мы уже говорили, при таком чтении важны ассоциации. Они эффективно тренируют память. Почему у людей в возрасте возникают проблемы с памятью?
– Потому что им уже не надо никуда спешить.
– Абсолютно верно. Так бывает, когда человек перестает работать, вести активный образ жизни, думать, как говорится, о завтрашнем дне. Ему некуда спешить. А когда у человека сужаются интересы, ослабевает внимание по причине неособой надобности, а малоподвижный образ жизни становится нормой, его мозг начинает расслабляться. Что происходит? Разрыв различных нейронных связей. В то время как такие связи человек должен, напротив, укреплять. Помогают этому, как мы уже говорили, ассоциации, образы, которые возникают при скорочтении.
– А на бытовом уровне это как работает?
– К примеру, человек начал замечать, что во время походов в магазин стал забывать, какие продукты, помимо хлеба и молока, он еще должен был купить. Как люди поступают в таком случае?
– Составляют список необходимых для покупок продуктов.
– Список – тоже способ. Но мы сейчас говорим не о том, чтобы свести память к бумаге, а про умение запоминать. Есть более эффективный для тренировки памяти метод – ассоциативный. Предположим, забывчивый человек не вспомнил о зубной пасте, мыле и освежителе воздуха, которые нужно было купить. Как запомнить? Можно дома посмотреть на полки в книжном шкафу и мысленно разложить, к примеру, на первых трех из них по одному предмету, необходимому для покупки. Зафиксировать этот образ в памяти. Через несколько часов вернуться к нему, чтобы проверить: все ли предметы на месте? Повторить упражнение несколько раз. Такое упражнение мысленно можно проделывать и с другими предметами или продуктами, которые нужно купить. Причем в качестве образа могут быть не полки, а, к примеру, деревья, которые растут в саду или в парке, куда часто ходят пожилые, чтобы отдохнуть.
– Во всех случаях, если читать долго, чтение в большей или меньшей степени влияет на глаза. При скором чтении это происходит в меньшей степени, чем при традиционном. В чем особенности обычного чтения? В том, что оно имеет ограниченные возможности и сам процесс чтения у всех людей одинаков. Как это происходит? Вначале вы смотрите на слово или несколько слов, чтобы они зафиксировались зрительно. На это уходит примерно полминуты. Затем вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочитали. На это уходят доли секунды. Затем все повторяется снова. Таким образом, в процессе обычного чтения происходит несколько видов задержек. В итоге получаем, что средний читатель осиливает около 200 слов в минуту. Что для такого чтения считается нормально. Причем, если читать долго, такое чтение безусловно влияет на зрение.
– А скорочтение?
– Меньше влияет. Существует четыре основные техники скорочтения. К примеру, метод беглого скольжения. Когда человек оценивает текст и выделяет в нем важные части. Такой метод предполагает не обучение быстрому чтению, а тренировку в поиске отрезков текста, которые можно перескочить. При методе так называемого исключения регрессий – навыка, позволяющего не возвращаться к уже прочитанному тексту, абзацу, – человек ведет глаза вдоль строк с определенным, скажем так, ритмом с помощью ручки (или без нее), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз. Есть метод расширения периферического зрения, когда читающий охватывает больший объем текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Как раз такая техника снижает нагрузку на глаза. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. При этом движение глаз не происходит вообще.
– Чудеса!
– Никакого чуда. Просто навык.
– Смогут все, кто хотят научиться скорочтению. Надо сказать, что использовать скорочтение можно не только для того, чтобы быстро читать, но и при изучении материалов, которые не требуют глубокой мыслительной деятельности и тщательного запоминания содержания текста. Например, какие-то новости из печатных или электронных СМИ, когда человек хорошо, допустим, знает предложенный материал и хотел бы уточнить лишь некоторые детали. Наши пожилые люди в этом смысле очень активны. А некоторым возрастным людям скорочтение помогает и в бизнесе.
– Как помогает?
– Мы привыкли к тому, что бизнесом люди начинают заниматься с 25 лет. Но когда человеку за 50, он также способен это сделать. Если раньше, чтобы стать докой в своем деле, необходимо было долгое время учиться той или иной профессии, то теперь профессионал – тот, кто способен почти к мгновенному переучиванию, усвоению и использованию новой информации. Сегодня есть множество доступных данных, курсов, тренингов, дистанционное обучение – все это позволяет быстро пополнить знания необходимой информацией. Так что никогда не поздно начинать все заново, экспериментировать и пробовать себя в новых профессиях.
– То есть любому делу возраст не мешает?
– Помехой открытию своего бизнеса, например, является не возраст, а недостаток знаний и отсутствие мотивации…
1. Одним из таких способов является не только обычное, но и скорое чтение. Во время такого чтения книги мы задействуем множество элементов мозговой деятельности, поэтому литература полезна в любом возрасте. Для того чтобы улучшить память, можно пересказывать кому-нибудь прочитанное, стараясь воспроизвести образы как можно четче и детальнее.
2. Практика чтения позволяет усваивать и запоминать новые слова – увеличивать словарный запас.
3. Улучшить память помогают упражнения на запоминание особенностей какого-либо предмета. Выберите себе такой предмет и какое-то время внимательно его рассматривайте. После попробуйте мысленно воспроизвести его образ как можно более подробно.
4. Отличным упражнением является заучивание стихотворений или отрывков из книг, которые при случае можно будет продекламировать близким.
Главное – не теряйте уверенности в себе и не думайте о том, что вы уже чего-то не можете. Человек, сколько бы ему ни было лет, способен на многое. Даже когда вам «за»... можно сохранить отличную память, если приложить к этому немного усилий.
– Потому что им уже не надо никуда спешить.
– Абсолютно верно. Так бывает, когда человек перестает работать, вести активный образ жизни, думать, как говорится, о завтрашнем дне. Ему некуда спешить. А когда у человека сужаются интересы, ослабевает внимание по причине неособой надобности, а малоподвижный образ жизни становится нормой, его мозг начинает расслабляться. Что происходит? Разрыв различных нейронных связей. В то время как такие связи человек должен, напротив, укреплять. Помогают этому, как мы уже говорили, ассоциации, образы, которые возникают при скорочтении.
– А на бытовом уровне это как работает?
– К примеру, человек начал замечать, что во время походов в магазин стал забывать, какие продукты, помимо хлеба и молока, он еще должен был купить. Как люди поступают в таком случае?
– Составляют список необходимых для покупок продуктов.
– Список – тоже способ. Но мы сейчас говорим не о том, чтобы свести память к бумаге, а про умение запоминать. Есть более эффективный для тренировки памяти метод – ассоциативный. Предположим, забывчивый человек не вспомнил о зубной пасте, мыле и освежителе воздуха, которые нужно было купить. Как запомнить? Можно дома посмотреть на полки в книжном шкафу и мысленно разложить, к примеру, на первых трех из них по одному предмету, необходимому для покупки. Зафиксировать этот образ в памяти. Через несколько часов вернуться к нему, чтобы проверить: все ли предметы на месте? Повторить упражнение несколько раз. Такое упражнение мысленно можно проделывать и с другими предметами или продуктами, которые нужно купить. Причем в качестве образа могут быть не полки, а, к примеру, деревья, которые растут в саду или в парке, куда часто ходят пожилые, чтобы отдохнуть.
Скорочтение вредит зрению?
– Наши читатели интересуются, влияет ли скорочтение на зрение?– Во всех случаях, если читать долго, чтение в большей или меньшей степени влияет на глаза. При скором чтении это происходит в меньшей степени, чем при традиционном. В чем особенности обычного чтения? В том, что оно имеет ограниченные возможности и сам процесс чтения у всех людей одинаков. Как это происходит? Вначале вы смотрите на слово или несколько слов, чтобы они зафиксировались зрительно. На это уходит примерно полминуты. Затем вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочитали. На это уходят доли секунды. Затем все повторяется снова. Таким образом, в процессе обычного чтения происходит несколько видов задержек. В итоге получаем, что средний читатель осиливает около 200 слов в минуту. Что для такого чтения считается нормально. Причем, если читать долго, такое чтение безусловно влияет на зрение.
– А скорочтение?
– Меньше влияет. Существует четыре основные техники скорочтения. К примеру, метод беглого скольжения. Когда человек оценивает текст и выделяет в нем важные части. Такой метод предполагает не обучение быстрому чтению, а тренировку в поиске отрезков текста, которые можно перескочить. При методе так называемого исключения регрессий – навыка, позволяющего не возвращаться к уже прочитанному тексту, абзацу, – человек ведет глаза вдоль строк с определенным, скажем так, ритмом с помощью ручки (или без нее), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз. Есть метод расширения периферического зрения, когда читающий охватывает больший объем текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Как раз такая техника снижает нагрузку на глаза. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. При этом движение глаз не происходит вообще.
– Чудеса!
– Никакого чуда. Просто навык.
Помогает делу
– Все ли пожилые люди могут овладеть этими навыками?– Смогут все, кто хотят научиться скорочтению. Надо сказать, что использовать скорочтение можно не только для того, чтобы быстро читать, но и при изучении материалов, которые не требуют глубокой мыслительной деятельности и тщательного запоминания содержания текста. Например, какие-то новости из печатных или электронных СМИ, когда человек хорошо, допустим, знает предложенный материал и хотел бы уточнить лишь некоторые детали. Наши пожилые люди в этом смысле очень активны. А некоторым возрастным людям скорочтение помогает и в бизнесе.
– Как помогает?
– Мы привыкли к тому, что бизнесом люди начинают заниматься с 25 лет. Но когда человеку за 50, он также способен это сделать. Если раньше, чтобы стать докой в своем деле, необходимо было долгое время учиться той или иной профессии, то теперь профессионал – тот, кто способен почти к мгновенному переучиванию, усвоению и использованию новой информации. Сегодня есть множество доступных данных, курсов, тренингов, дистанционное обучение – все это позволяет быстро пополнить знания необходимой информацией. Так что никогда не поздно начинать все заново, экспериментировать и пробовать себя в новых профессиях.
– То есть любому делу возраст не мешает?
– Помехой открытию своего бизнеса, например, является не возраст, а недостаток знаний и отсутствие мотивации…
Советы специалиста
Людям пожилого возраста Игорь Юров рекомендует нагружать память.1. Одним из таких способов является не только обычное, но и скорое чтение. Во время такого чтения книги мы задействуем множество элементов мозговой деятельности, поэтому литература полезна в любом возрасте. Для того чтобы улучшить память, можно пересказывать кому-нибудь прочитанное, стараясь воспроизвести образы как можно четче и детальнее.
2. Практика чтения позволяет усваивать и запоминать новые слова – увеличивать словарный запас.
3. Улучшить память помогают упражнения на запоминание особенностей какого-либо предмета. Выберите себе такой предмет и какое-то время внимательно его рассматривайте. После попробуйте мысленно воспроизвести его образ как можно более подробно.
4. Отличным упражнением является заучивание стихотворений или отрывков из книг, которые при случае можно будет продекламировать близким.
Главное – не теряйте уверенности в себе и не думайте о том, что вы уже чего-то не можете. Человек, сколько бы ему ни было лет, способен на многое. Даже когда вам «за»... можно сохранить отличную память, если приложить к этому немного усилий.