Такого, как уходящий 2009 год, для российских киноманов и просто ценителей отечественного кинематографа в обозримом будущем не предвидится.

Целых шесть столетних юбилеев легендарных и популярных советских актрис выпало на него! Уже отдали дань памяти в связи с этой круглой датой Елене Кузьминой, Янине Жеймо, Эмме Цесарской, Евгении Мельниковой и Лидии Сухаревской. Осталось вспомнить, пожалуй, самую популярную и знаменитую из этого ряда актрису, имя которой Зоя Федорова.

Трудно найти в истории российского кино актрису с более трагичной неровной судьбой, чем она. Дочь петербургского рабочего­металлиста, поднявшегося после Октябрьских событий семнадцатого года до начальника паспортной службы Кремля, Зоя Федорова пришла к кинозрителю в 

1932 году вместе с одним из первых звуковых советских фильмов «Встречный», а популярной стала после ленты «Подруги» (1936 г.), где сыграла с уже более известными Яниной Жеймо и Ириной Зарубиной. В военные годы за роли Клавы и Наташи в фильмах «Музыкальная история» и «Фронтовые подруги» актриса была удостоена Государственной премии СССР. Казалось, впереди ее ждет счастливая жизнь знаменитости. Увы, этого не произошло. Помешал этому любовный роман Зои Федоровой с американским офицером Джексоном Тэйтом, разыгравшийся в январе 1945 года.

Тут необходимо упомянуть, что еще в конце 20­х актриса была арестована за связь с офицером Кириллом Прове, оказавшимся «врагом народа». Правда, тогда юную Федорову быстро выпустили на свободу. В 1938 г. пострадал ее отец, осужденный на десять лет. Так что ко времени личной трагедии, связанной с американцем, далеко не все в ее судьбе было благополучно. Но это, как оказалось, были еще цветочки. Ягодки воплотились в тюремное заключение сроком на 25 лет, из которых десять Федоровой пришлось провести в неволе. На свободу она вышла в начале 1955 г., и с этого времени начался новый отсчет в ее творческой биографии.

В отличие от многих своих современниц­актрис, постепенно сошедших с экрана, Зоя Федорова и после десятилетнего перерыва в работе оказалась востребованной, о чем свидетельствует простая статистика: в 60­е годы актриса сыграла в двадцати, в 70­е — в пятнадцати фильмах, а за первые четыре года после освобождения — в двенадцати (для сравнения — в 30­40­е, т.е. годы своей наивысшей популярности, Зоя Федорова снялась в четырнадцати и семи фильмах, соответственно). Востребованной она оставалась вплоть до своей трагической гибели 10 декабря 1981 г. от пули неизвестного киллера. До своего 72­-летия на не дожила одиннадцати дней.

Могла ли судьба этой поистине народной актрисы, так и не получившей в силу различных обстоятельств этого высокого звания официально, сложиться иначе? Наверное, могла. Ведь многое в жизни человека зависит от его собственных поступков. Не свяжи она свою жизнь с иностранцем, возможно, не оказалась бы в тюрьме, не занялась бы махинациями с бриллиантами, не пала бы от руки наемного убийцы, и тогда многое в ее жизни сложилось бы иначе. Но это уже из области гипотез: в судьбе одной из ярчайших звезд отечественного кинематографа 30­-40­-х годов все было так, как было…