— Эта живопись сродни музыке: музыка ничего не изображает, а слушать хорошо. Так и здесь: ничего не изображено, а смотреть хорошо, — сказал на открытии выставки «Без предмета» в ростовском Музее современного искусства профессор ЮФУ Виталий Стасевич.

Эта выставка представляет творчество минского художника Анатолия Кузнецова. На его полотнах — какие-­то загадочные пятна, блики, мерцание, подобие облаков, плавающих в теплом «сердоликовом» пространстве.

Скажете: «абстракционист»? Кузнецову больше нравится, когда его называют нефигуративным беспредметным художником.

Кузнецов дает своим работам неконкретные названия: «Вибрация света», «Экспансия черного», «Структуры». Но зритель все же пытается угадать хоть какой­то намек на реальные вещи. Видится ему разное: в зависимости от настроения.

А в областном музее изобразительных искусств открылась выставка без названия: в трех залах — живописные полотна ростовчанина Владимира Чекмарева.

Здесь люди и предметы вполне узнаваемы, но их формы и очертания словно растворяются в бликах солнца, в потоках радости и нежности. Здесь — царство импрессионизма.

Эта выставка юбилейная. Творческий отчет автора в связи с 60­летием. Удивительно, что живописью — каждодневно и всерьез — Чекмарев занимается лишь последние 15 лет. А до того был дизайнером интерьеров, оформлял книги для различных издательств. И — подспудно, а затем и сознательно искал свой стиль в живописи.

Чекмарев удивил уже первыми своими полотнами. И очень скоро о нем заговорили как об одном из интереснейших донских художников европейского уровня.

Сегодня на счету Чекмарева — множество выставок в России и за рубежом, но вот в областном музее изобразительных искусств эта — первая.