Когда заходит разговор о музыке, способной снять душевное напряжение и словно наполнить все вокруг каким-то новым светом, многие вспоминают нежные мелодии, исполненные на старинных восточных инструментах.
Фото/Видео: Марина Каминская
Кассеты и диски с их записями давно уже можно купить даже в российской глубинке.
А вот Владимир Белогор уверен, что один из лучших музыкальных инструментов для гармонизации пространства и врачевания души это гусли. В этом Владимира Белогора убеждает и его личный опыт, и свидетельства его слушателей. Ведь он гусляр. Вероятно, единственный на Юге России.
Несколько лет назад в аксайском музейном комплексе «Почтовая станция» был концерт гусляра, которого звали Владимир. И возможно, тогда впервые лет за триста, а то и больше наша донская земля услышала живой голос гуслей.
Но это был другой Владимир. А упомянула я его еще и затем, чтобы рассказать, как наши современники, случается, воскипают любовью к этому инструменту.
Говорят, что тот Владимир родом был из средней полосы, но переехал в Геленджик, где вел занятия по тибетской гимнастике и водил экскурсантов к дольменам древним захоронениям. Однажды ему было откровение: должен научиться игре на гуслях! И он поехал в Москву где можно встретить кого угодно, в том числе и гусельного мастера, и действительно нашел его. Научился играть на гуслях, удивил ими южан, а потом вернулся, вроде бы на свою малую родину.
Владимиру Белогору таких откровений не было. Гусли манили его давно. С детства, пожалуй, когда узнал о них из какой-то народной сказки. Осуществить мечту тоже помогла Москва: заехал туда к другу, а тот познакомил его с гусельным мастером.
Для изготовления гуслей особая требуется древесина? интересуюсь я. Обычно мастера находили что-то подходящее из произрастающего в их местности.
На Севере излюбленный материал для изготовления гуслей кедр, сосна, звенящая ель, южане нередко делали гусли из ясеня, дикой груши, на Кавказе в ходу была дикая черешня. Тут главное не торопиться: сушить материал надо не менее четырех лет.
Самый древний вариант производства гуслей выдалбливание из цельного бруска. Но есть и технология, связанная со склеиванием частей, причем эти части могут быть изготовлены из деревьев разных пород. Верх моих гуслей мастер сделал из ели, низ инструмента из сосны.
А струны звонкие из чего? Бывало, делали из жил животных. Но на этот счет я и справок не наводил. Не по мне это. К таким струнам душа не лежит, тем более что еще наши пращуры научились делать гусельные струны из металла тонкие и прочные на удивленье.
Сейчас некоторые приспосабливают к гуслям струны гитарные, рояльные.
Хорошо, вот уже гусли, изготовленные по старинной технологии, у вас в руках. Как играть на них научиться? Не помню, чтобы встречалось когда-нибудь объявление о школе или курсах игры на гуслях?
Все гусляры, которые мне известны, самоучки. Если душа зовет к этому инструменту, научиться играть на нем не так уж сложно. Особенно, когда есть навык игры на гитаре. Археологические раскопки в Новгороде показывают, что в древности на четырех-семиструнных гуслях играло множество народа, и женщины, и дети. Из гуслей они извлекали незамысловатую жизнерадостную музыку, под которую хорошо петь частушки, водить хороводы, состязаться на кулачках.
А на ваших гуслях сколько струн? Двенадцать. Это не максимум. Может быть гораздо больше. Шестьдесят четыре, например. Да и это не предел. Такие гусли не для исполнения частушек. Под них поют баллады, читают былины, ритмическую прозу, написанную белым стихом.
Владимир Белогор говорит, что главная трудность в овладении гуслями заключалась в их настройке. И тут ему помогли другие древнерусские инструменты колокола и билы. А что такое била?
Иногда в магазинах эзотерики продают музыкальные диски «поющая бронза». На них записана игра на билах то есть бронзовых пластинах. А вообще увидеть и услышать билу сегодня можно в Коломенском музеезаповеднике.
Владимир Белогор поет под гусли песни и баллады собственного сочинения, адаптирует к современному восприятию фольклор Поморья, Северной Двины. Немало помогают друзья. В числе его друзей музыкальная группа «Сурварг», исполняющая древние северные русские баллады.
Обратившись к казачьему фольклору, Белогор сделал открытие: происхождение песен, которые относят к 17, 18 и даже 19-му веку куда древнее. На чем строятся его доказательства? Уж больно хорошо эти мелодии ложатся на гусельный балладный строй. Словно для этого инструмента придуманы.
Слова этих песен могли изменяться в согласии с новой эпохой, а мелодии древние, убежден донской гусляр.
Особенно удачно звучит под гусли старинная казачья песня «Не для меня Дон разольется». Вот только ее печаль Белогору не нравится, он кое-что в ней изменил. А именно: пессимистичные пророчества заменил жизнеутверждающим ожиданием. В его исполнении слова звучат теперь так:
И для меня Дон разольется,
И сердце девичье забьется
В потоке чувств и для меня.
Владимир Белогор верит, что скоро для гуслей настанет время возрождения, а их популярность заметно увеличится. Ведь за последние годы количество гусляров возросло, в центральной России, в средней полосе возникли даже ансамбли и небольшие авторские школы игры на этом древнем русском инструменте.
Кстати, Белогор говорит, что мы слышим гусли чаще, чем предполагаем, только не всегда их узнаем. А голос гуслей звучит, к примеру, за кадром в ряде отечественных кинофильмов.
Владимир, выступать гусляру, наверно, можно где угодно. А вот жить в большом городе, пожалуй, не слишком комфортно. Разве гармонируют гусли с его ритмом, нравами? Я ростовчанин в первом поколении. Мой отец из станицы Маньковской Чертковского района, мама из хутора Сады станицы Нижнеманычской. Может быть, потому меня с детства тянуло ближе к природе, туда где простор, чистый воздух.
Сейчас я много путешествую по России, участвую в фестивалях, собираю фольклорный материал. А обрабатывать его, заниматься творчеством нередко уезжаю в станицу Раздорскую. Там друзья, там прекрасная природа.
Путешествуя, посещая тихие, красивые уголки русской земли, я не раз задавался вопросом: «А не то ли это место, где хорошо было бы поселиться? Где лучше жить?».
В итоге пришел к мысли: лучше там, где ты среди единомышленников.
Сегодня наблюдается движение из города в деревню, на природу, когда несколько семей объединяются и поселяются таким сообществом единомышленников. Возможно, и я изберу этот путь.
А пока Владимир Белогор думает о том, чтобы познакомить с гуслями современную Донщину, Казачью Русь как называет он наш край.