Незамеченным осталось появление в Ростове нового памятника архитектуры. Речь идет о павильоне церковной литературы, строительство которого недавно завершилось на подворье Ростовского кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы — как раз в год его 150-летия.

Любоваться этим соразмерным и изящным одноэтажным зданием могут все.

Ведь фасадом оно выходит на Соборную площадь и всегда шумную улицу Станиславского, занимая место, где еще недавно располагалось невзрачное строение — в нем размещались многочисленные мастерские по ремонту велосипедов, примусов и прочего. Епархия предполагала построить взамен него стеклянный павильон. Но он не вписывался ни в панораму собора, ни в окружающую застройку. Тем более что речь шла об охранной зоне собора, памятника архитектуры, построенного еще в XIX веке академиком  К.А. Тоном. Начальник архитектурной мастерской института «Спецпроектреставрация» Юрий Солнышкин, кстати, в свое время воссоздавший колокольню собора по чертежам знаменитого зодчего Кампиони, категорически воспротивился такому проекту. Вместе с коллегой Антониной Ольшанской они разработали свой вариант, стиль которого можно определить как вариации на тему русского византийского стиля. Строительство здания велось под пристальным авторским надзором самого Ю. Солнышкина, который ежедневно бывал на строительстве. Проблем было немало, в том числе — и с исполнением элементов декора, украшавших фасад, поскольку у нанятых рабочих не хватало квалификации. Не получилось выполнить кровлю нового здания в меди, как планировали Солнышкин и Ольшанская. Вышла она жестяной и выкрашена к тому же вразнобой: купол — зеленый, сама  крыша — коричневая. Обидно, признается Юрий Николаевич, но у заказчика работ закончились деньги…

Однако считать соборный комплекс завершенным пока нельзя, считает Ю. Солнышкин. Вот когда на восточной части подворья будет возведен флигель для проживания монахов, который задумал владыко, — задача будет выполнена. Тогда Ростовский кафедральный собор, который является уменьшенной копией Храма Христа Спасителя в Москве (тоже, кстати, построенного академиком  К.А. Тоном), будут окружать здания, гармонично вписанные в историческую застройку и позволяющие собору оставаться главной высотной доминантой охраной зоны.

P.S. Пока материал готовился к печати, стало известно, что в павильоне церковной литературы появилась аптека «Фармацевт плюс»… По ее заказу на фасаде размещены рекламные плакаты, которые, убежден Ю. Солнышкин, «разрушают композицию и пластику фасада». Если не удастся демонтировать их, вряд ли можно будет любоваться новым архитектурным памятником…