Сколько романов сочинено о любви людей знаменитых, выдающихся, великих… Было ли так? Не было, но могло быть? Ведь и великим ничто человеческое не чуждо.
Некоторые писатели, развивая эту мысль, пошли дальше. «Если в жизни людей обыкновенных случаются и мистические, и детективные истории, почему бы не вообразить, что происходят они и с людьми незаурядными», верно, решили эти писатели. Так появились остросюжетные книги, в которых волею случая знаменитые личности оказались причастны к разгадке детективных тайн.
Гений Возрождения
«Гений Возрождения расследует убийства!» эту интригующую фразу прочтем на обложке книги Гийома Прево «Семь преступлений в Риме». Поскольку она парит над окрашенным багрянцем фрагментом картины выдающегося средневекового художника Иеронима Босха, то первая мысль: не он ли «переквалифицируется» теперь в сыщика?
Нет, не он. И более того:
Нет! Расследовать изощренные преступления, каждое из которых было связано
История «Семи преступлений в Риме» представлена как рассказ молодого врача Синибальди, отец которого руководил римской службы безопасности и погиб при неясных обстоятельствах. Молодой Синибальди подключился к этому расследованию и стал
Гийом Прево, автор этой увлекательной книги, историк. Роман «Семь преступлений в Риме» был для него дебютом. Прево сразу же назвали достойным последователем Умберто Эко, ученогомедиевиста, т.е. специалиста по эпохе Средневековья, который в романе «Имя Розы» блестяще соединил детективную интригу с реконструкцией средневековых реалий.
Вот и Гийом Прево не только увлекает читателей острым сюжетом, но и отправляет их в путешествие по Риму начала XVI века. Вместе с Синибальди читатели словно прогуляются по садам Бельведера, прослушают отрывок занятной университетской лекции, зайдут в папскую библиотеку и, конечно же, не минуют мастерской великого Леонардо, полной диковин, рожденных его нестандартными умом и воображением.
Думается, большинство читателей за эту выдумку с Леонардосыщиком будут Гийому Прево благодарны. Она придает роману особый колорит. К тому же участие этого гения в раскрытии преступления и поимке убийцы выглядит вполне правдоподобно.
Литературный классик
Что роднит хорошего сыщика с хорошим писателем? Желание противостоять злу и наблюдательность. Так удивительно ли, что современные детективщики стали «поручать» расследование преступлений своим именитым коллегам писателям прошлого? К примеру, Вальтер Скотт в романе Михаэля Пайнкофера «Братство рун» высказывает убеждение, что великий писатель не имеет права ходить по жизни с закрытыми глазами и что именно в даре наблюдения скрывается самая большая тайна писательского ремесла.
«Братство рун» тоже книга
Интрига закручена вокруг меча шотландского героя Уильяма Уоллеса по прозвищу Храброе Сердце. Издревле имя Уоллеса окружено легендами.
Да и существование его чудесного меча не легенда ли?
И вот XIX век, красивая и смелая леди Мэри Эгтон приезжает в замок своего жениха и узнает о преступлении, связанном с событиями тех легендарных времен, которое так и осталось нераскрытым. Более того, она становится обладательницей тайны, за которую может поплатиться жизнью.
Конечно же, сэр Вальтер Скотт не допустит гибели леди Мэри. А читатель будет не только следить за захватывающими событиями, но и узнавать, как рождаются литературные романы. По крайней мере, как работал над ними Вальтер Скотт.
Выдержано «Братство рун» в несколько голливудском духе. Есть даже христианские монахи, научившиеся драться на палках у своих дальневосточных буддийских «коллег» Зато занятно.
Роман Уолтера Саттеруэйта «Клоунада» перенесет нас в сравнительно недавнее прошлое: 30-е годы ХХ века. На его страницах тоже очень скоро появится знакомое имя, реальный исторический персонаж Хемингуэй. Тут он журналист и начинающий литератор. Он входит в круг знакомых известного в свете молодого красавца и богача Форсайта.
Форсайт и его любовница немецкая аристократка найдены мертвыми в гостиничном номере. Полиция склоняется к версии самоубийства Форсайта. Его мать не верит этому и нанимает частных детективов. Они присматриваются к окружению Форсайта. Стало быть, в поле их зрения попадает и Хемингуэй.
Будущий классик всюду ведет себя как слон в посудной лавке:
Впрочем, Хемингуэй ненадолго привлекает внимание сыщиков. И честь разгадки этой криминальной тайны, которая
Все точки над «i» расставила его старшая коллега писательница, чье имя тоже входит во все учебники
Роман «Дантов клуб» Мэтью Перла перекликается с «Семью преступлениями в Риме». Интрига тоже закручена вокруг жутких фантазий убийцы, которые подпитывало великое творение. Только тогда были гравюры Босха, а теперь «Божественная комедия» Данте. Объединяет оба романа и то, что убийцы расценивают свои преступления как наказание грешников.
Действие происходит в Бостоне в 1865 году. Завершается работа над переводом «Божественной комедии», которую должны издать впервые в Соединенных Штатах.
У этого начинания есть влиятельные противники. «Могучая кучка» американских интеллектуалов («Дантов клуб»), среди которых университетские профессора, поэт Генри Лонгфелло, живой классик американской литературы, традиционно собираются узким кругом, чтобы обсудить трудности перевода очередной песни Данте. И вдруг одно за другим расследование. Ведь «Дантов клуб» убежден: найти и остановить убийцу значит спасти не только
Интрига построена так, что в
И вождь мирового пролетариата
Авторы всех этих книг иностранцы. А что же наши детективщики? Кого из российских исторических лиц готовы превратить в героев занимательной истории? Осваивают наши этот литературный прием?
Осваивают. И тут, на мой взгляд, заслуживает внимания детектив Виталия Данилина (под этим псевдонимом работает дуэт В. Бабенко и Д. Клугер) «20-я рапсодия Листа».
Вероятно, эта книга прежде всего увлечет людей среднего и старшего возраста, тех, кто еще в школе изучал биографию основателя первого в мире советского государства Владимира Ильича Ленина.
Помните село Кокушкино? Туда, в родные места, сослали молодого Владимира Ульянова под полицейский надзор это было в самом начале его политической деятельности. И вот в этом Кокушкино во время зимних молодежных гуляний у реки обнаружили замерзшего мужчину, а вскоре подо льдом и труп женщины. В убийстве обвиняют мельника, но ссыльный Ульянов берется доказать, что местные дознаватели ошибаются. Кстати, впоследствии Владимир Ульянов (и это действительный факт его биографии) получит образование юриста.
Есть в этом романе и свой Лейстрейд несколько ограниченный, но не лишенный добросердечия урядник Никифоров, который закрывает глаза на недозволенные ссыльному, но необходимые для розыска поездки по губернии.
А ведется повествование от лица управляющего имением Ульяновых Николая Афанасьевича Ильина. Многие годы его настольной книгой были «Севастопольские рассказы» Толстого, а теперь Ильин поймал себя на том, что заглядывает в революционный роман «Что делать?», который дал его дочке Ульянов. «Вот ведь совсем молодой человек, вчера еще мальчишкой бегал, 18 ему только через три месяца исполнится, и ведет себя порой как неопытный, хотя и горделивый юнец, но стоит ему проявить волю словами ли, жестами ли, а то и одним лишь взглядом как испытанные бывалые взрослые люди едва ли не беспрекословно ему повинуются», записывает в изумлении Ильин в дневнике.
Рассказ управляющего нетороплив, но интересен, насыщен колоритными деталями быта российской глубинки конца XIX века.
Хитер оказался преступник, но все его уловки разбились о железную логику и не менее твердую волю молодого Ильича.
Правда, авторы романа придумали для сыщика Ульянова такую тактику, чтобы управляющий мог в итоге сделать вывод, согласующийся с нынешним взглядом большинства российских историков на образ вождя мирового пролетариата: «И всеми нами он распоряжался скорее лишь как пешками и фигурами, передвигая людей таким образом, чтобы выиграть партию, жертвуя одними и спасая других, устраивая противнику мертвые ловушки ценой безопасности живого инвентаря».
Интересно, кто же станет следующим невыдуманным персонажем выдуманных детективных историй?
Коллаж Ольги ПРОЙДАКОВОЙ