Кто из ростовчан бывает в Таганроге, знает: проще всего туда доехать маршруткой. Они ходят каждые двадцать минут. Но путешествовать таганрогской электричкой — особое удовольствие.

Конечный пункт маршрута — старый вокзал. Дальше электропоезд не идет: дорога упирается в вокзальную платформу.

— Построенный в 1869 году, таганрогский вокзал стал третьей крупной железнодорожной станцией страны, после Москвы и Питера, — рассказывает Роман Мишин. Он — знаток истории железных дорог. Родился в Таганроге, высшее образование получил в Москве — в знаменитой «бауманке», в столице и остался — с десяток лет живет там и работает. Все, что связано со стальными магистралями, внимательно изучает. И не только. В Москве Роман нашел друзей — единомышленников. Вместе они собирают макеты локомотивов и поездов.

В Таганрог из Москвы Мишин привез большой макет старого железнодорожного вокзала. Железнодорожные пути, обстановка вокруг — всё воссоздано, но только в миниатюре. На одном из путей макета — электричка. Очень похожа на настоящую, но только вагонов в два раза меньше. На то и макет, что есть некоторые условности.

— А почему вы не изобразили паровозик, что стоит на постаменте перед вокзалом? — интересуюсь.

— Лучше бы его и вовсе не было! — неожиданно отвечает Роман. — Не тот паровоз поставили.

И объясняет, в чем дело. Паровоз перед зданием вокзала установлен в память о событиях 1918 года. 19 января по старому стилю (1 февраля по новому) красногвардейцы Таганрога пустили на засевших в здании вокзала белых юнкеров паровоз с горючими материалами. После взрыва красногвардейцы атаковали опешивших юнкеров. Так в город приходила Советская власть.

— Тот знаменитый паровоз был с тендером, а этот, что на постаменте, без него, — рассказывает Мишин. — Сохранилась фотография после штурма вокзала. На ней видны детали.

Паровоз нужной серии «Щ» так и не нашли — все порезали на металлолом в двадцатые годы прошлого века. Для памятника выбрали самый распространенный в то время паровоз серии «Э». «ЭГ» внизу кабины означает, что он построен в Германии уже после гражданской войны, в 1925 году. И никак не мог быть причастен к событиям 1918-го! Единственное, что исторически верно, — номер ЮП 4504. Это правда. Паровоз именно с таким номером шел на таран здания вокзала.

Но, надо сказать, сильного ущерба ему не причинил. Вокзал построили в 1869-м крепкий, что называется, на совесть.

Точную его копию в миниатюре и создал Роман Мишин. Ажурные фонарики у вокзала, стекла и освещение — все мелочи макета вокзала Роман сделал сам. Но имеются и детали промышленного производства. Это устройства контактной сети и деревья …

— С вокзалом у меня связано много воспоминаний, — рассказывает Роман. — Любил бывать здесь в детстве. Отсюда уезжали поезда в пионерский лагерь на Черном море. Здесь мои родители покупали билеты на поезд в Москву. В столицу я ездил с ними часто. Пока папа с мамой стояли в очереди в кассу, я с интересом гулял по перрону…

Та детская любовь к поездам осталась на всю жизнь. И свой родной город Роман любит. Пожив немало времени в Москве, он говорит, что лучше всего ему в Таганроге. Как знать, может быть, и вернется сюда со временем. Пока же Роман привез в Таганрог, кроме макета, несколько интересных экспонатов из своей коллекции.

— Это паровоз 86-й серии — среднемагистральный. — рассказывает Мишин. — Такой снимался в фильме «Весна на Заречной улице». Вот немецкая теплушка — вагон, построенный по образцу российского. После войны в СССР таких, доставшихся от немцев в качестве трофеев, много было.

Есть в его коллекции и макет состава «Тихого Дона». В том варианте, когда его вагоны были еще синие, с красной полосой и, по ростовской присказке, в Москву за колбасой бегали…

Чтобы воссоздать что-то в миниатюре, нужна ювелирная точность. На макет таганрогского вокзала ушло много времени — два года.

Увидеть старый таганрогский вокзал в миниатюре и, возможно, вспомнить все, что с ним связано, можно в Таганрогском музее градостроительства и быта. Экспонироваться макет будет до конца года. «Хочу, чтобы моя работа так и осталась в родном городе», — говорит Роман.

Фото и из архива Р. Мишина