Этим летом Азовский историко-археологический и палеонтологический музей отмечает серебряный юбилей своей находки, ставшей мировой сенсацией.

— Это был сарматский курган на окраине Азова, в районе дачных участков, не слишком приметный, — рассказывает старший научный сотрудник музея Марина Филимонова. — В ходе раскопок наша экспедиция обнаружила в нем погребение знатного воина.

Это погребение было разграблено еще в древности, но соплеменники воина предусмотрели такой ход событий и сделали в насыпи тайник. Там и спрятали те вещи, которые должны были, по их представлению, потребоваться такой особе в мире ином.

…Подобный сенсационный клад обнаружили несколькими годами раньше в Афганистане. Это знаменитый «Тилля-Тепе» — «Золотой курган». Однако азовский клад превосходит его и по числу предметов, и по их значимости.

Настоящим сокровищем азовского клада оказался кинжал. На сегодняшний день в мире известно только три таких: наш, с раскопок в Горгиппии и обнаруженный в тайниках «Тилля-Тепе». Однако специалисты считают азовский более тонким в исполнении, с более интересным сюжетом на рукояти и накладке на ножны, богаче инкрустированным. Он среди других находок — царь-кинжал!

— Сегодня этот клад составляет центральную часть выставки «Сокровища кочевников Евразии». Внимание входящих на эту выставку сразу же привлекает попона с множеством золотых бляшек. Когда археологи нашли тайник, им открылось такое же зрелище?

— Нет, это был участок земли размером примерно 60 на 60 сантиметров, на нем — в несколько слоев — какие-то бляшки. То, что это была попона, мы поняли не сразу: ведь основа, на которую они были нашиты (кожа или ткань) за две тысячи лет полностью истлела.

— А рядом были останки боевого коня?

— Коня не было. Его как раз и символизировали вещи конской упряжи.

— Но попона была та самая, которой во время торжественных церемоний украшали боевого коня этого воина? Царь-кинжал обагряла вражья кровь?

— Как говорили специалисты: и муха на этом кинжале не сидела. Хотя клинок кинжала железный, его золотая рукоять все же слишком мягка, чтобы использовать кинжал по назначению. По той же причине и попона не могла использоваться многократно: чуть надавишь на золотую бляшку, и согнется.

— Получается, что сарматский знатный воин к путешествию в мир иной готовился, как фараон? Размах — иной, но принцип — сходный…

— Можно предположить, что какие-то вещи, сопровождавшие этого знатного сармата в другую жизнь, действительно готовились заранее.

— А разгадан сюжет, изображенный на ножнах и рукояти царь-кинжала: почему там повторяющиеся фигуры орла и верблюда?

— Это — сцены борьбы орла с двугорбым верблюдом, причем верблюд — с открытой пастью, даже зубы видны. Но это — одна сцена. На другой орел уже несет в своих лапах верблюда поникшего, поверженного.

…Для соплеменников того воина верблюд мог символизировать их собственный кочевой мир, а хищная птица — царство смерти. И тогда борьба верблюда с орлом — это поединок жизни со смертью.

Но по поводу потаенного смысла вещей азовского клада существуют разные теории. К примеру, исследовательница из Волгограда Валентина Мордвинцева предположила, что никакой загадки кинжала и нет. На нем — просто бытовая сцена: охота с ловчими птицами.

Поэтессу Елену Камышную наша выставка недавно вдохновила на стихи. В них она назвала попону «звездным чудом». Нам это очень понравилось, ведь синий цвет ткани мы выбрали не случайно. Как символ неба. Возможно, именно так все это задумывали и сами сарматы.