«Она улыбнулась и умерла». Попробуйте снять это в кино. Режиссер и журналист Александр Гордон попробовал. Своим режиссерским решением остался жутко недоволен. И вообще к снятому им фильму «Огни притона» у него как у режиссера не менее 125 претензий. Но Гордону-зрителю фильм нравится.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Понравился он и ростовчанам, которые пришли на премьеру фильма
Впрочем, в режиссуре Гордон считает себя дилетантом. Он может позволить снимать фильмы тогда, когда ему хочется. Но работу в кино он ставит выше телевидения. Сравнивает ее с водкой. А телеэфиры «Закрытого показа» с пивом.
Гордон считает: о феномене российского кино мир заговорит не скоро. Режиссеры, сценаристы вроде есть, да только идей в их произведениях нет И как можно смотреть в день по четыре фильма, а после их просмотра трезво мыслить? Оказывается, именно так учат во ВГИКе. «Хватит воспринимать вгиковскую ерунду!» призывает Гордон. В беседе с корреспондентом «Нашего времени» он рассказал об открытии в Москве Школы продвинутых зрителей. Это только часть проекта, который Гордон реализует в столице. Он считает, что настало время готовить и режиссеров, и зрителей к правильному восприятию кино.
Мнение ростовчан о кинокартине Гордона «Огни притона» единодушным не было. Хотя большинству она понравилась, нашлись и те, кто сказал: «После вашего фильма жить не хочется »
А ведь совсем другое
Показать Одессу 1958 года Гордону удалось с трудом. Спас, пожалуй, только неистребимый одесский говор, который воспроизвели актеры. Одесса 1950-х уже была показана в современном кино в фильме «Ликвидация». Однако идти по пути ее режиссера Гордон не стал. Да и его отношение к картине Сергея Урсуляка трудно назвать положительным. В кадре в «Ликвидации» заметны современные кондиционеры, решетки на окнах, которые в то время точно не ставили
Съемочная группа Гордона попыталась было нарядить людей в одежду, типичную для того времени, сделать декорации «под старину». Однако когда сняли эпизод, обнаружили: люди из массовки были похожи на ряженых, но никак не напомнили одесситов того времени Чтобы «найти Одессу в Одессе» (как образно выразился Гордон), обращались даже в местный краеведческий музей. Его директриса оказалась жуткой «антимоскалькой». «Два министра культуры России и Украины не могли с ней справиться! восклицал Гордон. Дама никак не давала разрешения на съемку. Когда же все согласования были пройдены, она заломила такую цену, что мы поняли: задача невыполнима ».
В «Огнях притона» только один «проход». Главная героиня едет в стареньком трамвае. Однако даже одесская улица не показана в деталях. Камера фокусируется на глазах героини
Гордон признался, что влюбился в «маму Любу», блистательно исполненную Оксаной Фандерой.
Я верю героине. Я ее люблю, сказал Гордон. Настолько люблю, что для меня она не женщина. Она Люба. В финале фильма Люба умирает. А как я ее могу воспринимать, если она умерла?..
Для того чтобы показать момент смерти, режиссер Гордон выбрал, по его признанию, «самый чудовищный жест». Представьте: за окном льет жуткий ливень. Гремит гром. Ветер раскачивает оконную занавеску.
«Жест» Гордона не все поняли. Он на это и рассчитывал: «Я решил для себя, что это некий тест. Если публика готова, то смерть героини будет эмоциональным моментом. После нее ничто, хоть последний день Помпеи, не сможет разрушить это ощущение »
Смерть героини зрители искушенные восприняли как просветление, другие решили, что это «чернуха», на которую мало кто пойдет. Во время обсуждения картины
Мое поколение ходит в кино не только для того, чтобы развлечься. Хочу сказать свое мнение. Пусть оно покажется
Вы знаете, в смысле отношения к искусству я тоже молодая девочка! признался Гордон.
Я буду думать о фильме сегодня, завтра, послезавтра. Буду рассказывать о нем друзьям и советовать его посмотреть, продолжила Ксения. Главная героиня говорит, что ей жалко людей, особенно всех. Таких, как она, в наше время очень и очень мало