На афише Ростовского музыкального — премьера: опера Моцарта «Свадьба Фигаро». Однако если к началу спектакля зритель не успел заглянуть в программку, происходящее на сцене способно привести его в замешательство.
На афише Ростовского музыкального премьера: опера Моцарта «Свадьба Фигаро». Однако если к началу спектакля зритель не успел заглянуть в программку, происходящее на сцене способно привести его в замешательство.
Ведь вместо замка графа Альмавивы усадьба Лариных. Пушкинские персонажи собираются на бал по случаю Татьяниных именин.
Все прояснится с появлением Ленского, который предложит гостям развлечься домашним театром и исполнить оперу Моцарта «Свадьба Фигаро».
Когда-то Андрей Дементьев написал стихотворение «А мне приснился сон, что Пушкин был спасен», где пофантазировал на тему благополучного исхода «вечно печальной дуэли». А что если бы Пушкина, спешившего к месту поединка, разглядела проезжавшая мимо супруга Натали? А если бы в Петербурге был в те дни друг его Соболевский?..
Режиссер-постановщик Олег Митрофанов (он же худрук московского музыкального театра «Амадей») задался сходным вопросом в связи с дуэлью Онегина и Ленского. Не могло ли все измениться, если бы вместо танцев гости развлекались, изображая героев Моцарта и Бомарше?
Вопрос о том, какую оперу выбрал бы в той ситуации Ленский, очень непрост. С одной стороны, он сам жених и, как и жених Фигаро, весь в предвкушении грядущих радостей. С другой стороны, Ленский это вовсе не Фигаро. Скорее, его антипод.
Однако Митрофанов решил, что у Лариных должна разыгрываться «Свадьба Фигаро», решил давно, лет восемь назад, и это решение пришло к нему как озарение, когда некоторые параллели «Евгения Онегина» и «Свадьбы Фигаро» стали так очевидны, что захотелось соединить их в один сюжет.
Идея действительно увлекательная. Тем более что Пушкин и Моцарт для людей русской культуры это два равновеликих проводника небесных гармоний, а образ Моцарта из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» многими у нас воспринимается как пушкинский автопортрет.
Можно и дальше распространяться на тему «Пушкин и Моцарт». К примеру, вспомнить, что моцартовские гармонии Пушкин, как, наверное, и многие другие его сверстники из дворянских семей, впитал в себя еще в отроческие годы во время домашнего музицирования. Или то, что 113 покоренных им прелестниц это, по догадке некоторых пушкинистов, не более чем шутка импровизация Пушкина на тему одной из фраз моцартовской оперы «Дон-Жуан».
Но между постановочной идеей и ее воплощением на сцене всегда существует зазор. Здесь же изначально была задача в полной мере невыполнимая: сначала убедить зрителей, что вышедшие на сцену артисты это пушкинские Ленский (хотя и без черных кудрей до плеч), Ольга (не льняная, а черная, как смоль), Татьяна, Онегин. Потом, что эти Ленский, Ольга, Татьяна, Онегин только так и могли сыграть Фигаро, Сюзанну, графа и графиню Альмавива. Да еще показать конфликт Онегина и Ленского, который чуть было не заставил пушкинских героев сбросить моцартовские маски и сойтись на дуэли. Уфф!
Вероятно, эта затея больше подошла бы для фильма-оперы. Но в конце концов любопытно и то, что получилось на сцене.
Кстати, впервые в истории Ростовского музыкального его оркестр играет на балконе. Не среди зрителей (что, может, тоже когда-нибудь произойдет), а на специально построенном балконе в усадьбе Лариных. Таково оригинальное решение дебютантки спектакля его художника-постановщика Софии Зограбян.
Вообще (и такова, судя во всему, мысль режиссера), дом Лариных почему-то лишен тепла и уюта. Здесь все от интерьеров до костюмов в холодных зимних тонах. И только когда этот лед сходится с пламенем комической оперы Моцарта, сцена наполняется радостным разноцветьем. Одному Керубино не повезло: одели мальчика резвого, кудрявого, влюбленного во что-то уныло серое, а попрекают (в соответствии с либретто) пристрастием к лентам и кружевам
Чего, по крайней мере на первых показах, не хватило спектаклю это стремительности, легкости и блеска. И если что-то другое уже трудно исправить, то добиться легкости актерской игры еще реально. Возможно, сегодня артисты просто несколько придавлены сложной драматургической задачей и ответственностью: поют «Свадьбу Фигаро», к которой театр не решался подступиться на протяжении нескольких лет Но это то, что со временем проходит.