О спектакле «Враг народа», поставленном в Таганрогском драматическом театре им. А.П. Чехова, полагалось бы написать раньше — еще после премьеры, которая состоялась осенью 2011 года. Но кто же знал, что последствия, связанные с появлением этой постановки, проявятся позднее, взбудоражат Таганрог, и в каком-то смысле окажут влияние на идейные пристрастия публики? Впрочем, обо всем по порядку.

Ставить «Врага народа» по одноименной пьесе Г. Ибсена пригласили народного артиста и лауреата государственной премии Грузии Георгия Кавтарадзе. В Таганроге убедились на собственном опыте: когда речь идет о нетривиальном, претендующем на крупный успех произведении театрального искусства, лучше всего это сделать вместе с Кавтарадзе, — успех практически обеспечен. Так уже было с самыми сильными таганрогскими премьерами — «Крестным отцом», «Царевичем Алексеем», «Гамлетом», «Царством зверя». Но в данном случае была явная и острая интрига, элемент напряжения и скандальности: «Враг народа» по своему содержанию апеллировал, если хотите, к политическому самосознанию.

Таганрогский же театр давно и вполне успешно следовал стратегии развлекательности. Что, на мой взгляд, было уместно и логично в благополучные и не слишком общественно активные двухтысячные годы. Запрос был на приятный отдых в уютном комфортном зале, на яркое, богато костюмированное шоу, на комедийное начало, и этот запрос Таганрогский чеховский театр удовлетворял блестяще. Именно благодаря этому популярность театра в Таганроге выросла до невероятного уровня. Полные театральные залы — это сегодня в городе обычное дело. Публика вернулась, ощутила потребность в качественном театральном развлечении. Эту потребность можно было бы эксплуатировать еще долго. Но в Таганроге пошли на рискованный эксперимент — предложили своей постоянной публике, на первый взгляд, совсем не то, к чему она приучена.

Результатом мог быть полный провал. А получился несомненный, оглушительный и, я бы сказал, скандальный успех. «Враг народа» идет при полных залах, во время спектакля многие не сдерживают слез, после просмотра уже в фойе начинается импровизированное обсуждение. Люди размышляют, сравнивают увиденное с реалиями собственной жизни, и это не может не удивлять. Даже я, представитель газетного сообщества, которое по роду своей деятельности внимательно следит за переменами в общественной жизни, склонен был считать, что современным гражданам не требуется почти ничего, кроме хлеба и зрелищ. И слава богу, что это мое убеждение было дезавуировано таганрогской постановкой «Враг народа».

Краткое содержание. Доктор, главный врач курорта, обнаруживает, что лечебные курортные воды на самом деле отравлены промышленными выбросами и вредны для здоровья. Он хочет предать этот факт гласности и приостановить работу курорта, но ему препятствуют власти города в лице бургомистра и общество, благополучие которого напрямую связано с тем, будет ли функционировать курорт и приносить доходы в городскую казну. Противостояние твердо отстаивающего свою позицию человека, властей и общества достигает своего апогея, доктора, в конце концов, объявляют врагом народа, подвергают всеобщей обструкции, и он умирает от сердечного приступа. Только после его смерти граждане вдруг осознают, что погубили самого честного, самого достойного человека в своем городе. Но их раскаяние и прозрение слишком запоздало.

Когда я следил за развитием событий на сцене, мелькнула мысль — такой спектакль был бы отлично принят лет 25 назад, в годы перестройки. Казалось, что сюжет излишне упрощен — идеальный герой, отвратительная власть, легко управляемая этой властью толпа: черное и белое —  нет полутонов. Тем более что исполнители главных ролей предельно четко и бескомпромиссно отобразили на сцене образы своих героев. Бургомистр (артист Владимир Бабаев) — это, с одной стороны, хладнокровный, точно просчитывающий каждый шаг и его последствия чиновник, с другой стороны — почти идеальное, соблазнительно-привлекательное воплощение зла. Доктор в интерпретации Сергея Герта — чистая душа, человек, свято верящий в идеалы добра и правды, который, столкнувшись с ненавистью и жестокостью общества, находит в себе силы преодолеть интеллигентскую слабость и отстаивать свои убеждения до трагического конца. Но чем дальше развивается действие, тем четче выявляются нюансы, полутени. Явственней проступает сеть личных интересов, заблуждений, в которой, как в паутине, запутались вполне порядочные люди. На глазах меняет свою позицию редактор газеты «Народный вестник». Сначала он принимает сторону доктора, спешит опубликовать разоблачительный материал, но, переубежденный бургомистром, становится на безопасную и удобную позицию городской власти и даже приносит публичное покаяние в своих заблуждениях. Пообещавший доктору поддержку в борьбе, представитель городской общественности — владелец типографии (заслуженный артист РФ А. Топольсков) очень скоро меняет свою позицию и становится одним из самых ярых гонителей правды. Наибольшего напряжения спектакль достигает тогда, когда действие переносится в зал, и зрители неожиданно для себя становятся соучастниками (иного слова не подберешь) публичной казни героя-одиночки. Ей богу, появляется желание крикнуть: уважаемые господа, лично я к вашим расправам не имею никакого отношения! Но в этом-то и провокационность: от зрителя ждут иного — хотя бы молчаливого признания правоты доктора и подлинного сочувствия ему. Судя по реакции зала, эта цель достигается.

Вот такой «Враг народа» взбудоражил умы Таганрога. Казалось бы, зачем, для чего, с кем сражаются Дон Кихоты из Таганрогского драматического театра, вооружившись копьем драматургии, которое им дал в руки яркий и неоднозначный режиссер Георгий Кавтарадзе? Оказывается, есть для чего и против чего. Еще в премьерном показе вместо слова «бургомистр» на сцене звучало слово «мэр». Вроде бы разницы никакой, но слово «мэр», по некоторым сведениям, попросили изъять и заменить на иностранный аналог. Наверное, для того, чтобы возникало меньше ассоциаций с таганрогской действительностью? А затем, некоторое время спустя, в вышестоящие инстанции поступило письмо, в котором говорится о том, что актеры таганрогского театра своей постановкой «Враг народа» дискредитируют, льют воду на мельницу, и дальше в таком же духе.

Дикие вещи, которые, казалось бы, давно изжиты из нашей действительности. А вот не исчезли, по-прежнему есть перестраховщики, которые из опасений «как бы чего не вышло» готовы вносить коррективы в текст драматурга и письменно предупреждать власти о «пагубных» последствиях, которыми якобы чреват излишне свободный творческий поиск. Отсюда — неизбежный вывод: «Враг народа» появился в Таганроге своевременно, зазвучал в унисон с настроениями людей и, сам того не ожидая, приоткрыл наши общественные болячки. Браво, таганрогский драматический!