Их — пятеро. У каждого — свои художественные пристрастия, свой любимый жанр, свой почерк. Но вместе они — династия. «Династия» — так и называется выставка, которая открылась в донской столице в Музее русскоармянской дружбы (23я линия,2). На ней представлены работы трех поколений художников Бабич — Гайваненко — Курманаевских.
Первоначально с выставкой «Династия» (в расширенном варианте) познакомились москвичи.
Эту династию не могли не упомянуть на недавней презентации новой книги искусствоведа Валерия Рязанова, посвященной художникам нашей донской Нахичевани: ведь родовое гнездо Бабич Гайваненко Курманаевских именно там, а колоритный ее образ запечатлен и на их полотнах.
Эта династия занимает особое место в художественной жизни Дона, говорит руководитель музея Маргарита Соколова. Все они яркие, талантливые живописцы. Но, кроме того, Алексей Курманаевский выдающийся плакатист, его жена Елена тонкий книжный график, их дочь Наталья автор великолепных программок к спектаклям Ростовского музыкального театра. Но и это еще не все: представители этой династии известны как замечательные педагоги. Их не раз избирали в руководство регионального отделения Союза художников России.
На стенах музейных залов живописные холсты и графические листы Бабич Гайваненко Курманаевских, в витринах их семейные реликвии.
О некоторых из них я попросила рассказать Елену Курманаевскую.
Здесь прежде всего привлекает внимание акварельный портрет Мадояна, датированнный 1944 годом. Получается, ваш папа Михаил Игнатьевич Бабич сделал его на фронте?
Папа не очень любил вспоминать о войне: слишком тяжело это для него было. Поэтому точная история этого портрета нам неизвестна. Думаю, папа вряд ли встречался когда нибудь с Мадояном. Из газет узнал, что Мадоян геройски отличился при освобождении Ростова, сохранил газету с его фотографией, а когда предоставилась возможность, краски появились (трофей!), то, преисполненный благодарности Мадояну, написал его портрет.
А вообще Михаил Бабич был фронтовым художником?
Нет, после окончания художественного училища служил в армии в артиллерийском расчете.
В начале войны его направили в школу лейтенантов. Но окончить ее он не успел: весь курс бросили на подмогу на линию фронта, чтобы остановить врага, и мало кто из этих ребят остался жив. Папа получил контузию, лечился в госпитале, а потом всю войну прошагал рядовым пехотинцем.
Все вокруг знали, что он художник, и поручали ему делать указатели типа: «Вперед, на Запад!», «До Берлина осталось » (дальше следовала цифра) и т. д.
После победы папу включили в число художников, которые работали над заказом Музея Красной Армии в Москве. Их собрали со всех фронтов и поручили написать по горячим следам и впечатлениям ряд картин о войне.
Так что в родной и любимый свой Ростов папа вернулся только в августе.
Есть на выставке и фотографии из семейного альбома Курманаевских. Дольше всего посетители задерживаются, пожалуй, перед той, на которой запечатлена одна из самых необычных художественных выставок в истории донской столицы: 1943 год, Ростов толькотолько освобожден от оккупантов. В военном госпитале выставка работ ростовских художников. А среди ее организаторов и участников Анна Платоновна Гайваненко, молодая жена бойца Бабича.