29 января — день рождения нашего великого земляка. Для многих почитателей таланта Чехова  его малая родина — Таганрог — это настоящая литературная Мекка. На улицах этого города можно встретить знаменитых артистов, писателей, музыкантов, которых привела сюда любовь к классику.

 

 

О некоторых из таких звездных мгновений, связанных с именем Чехова, нам рассказал директор Политехнического музея Таганрогского технологического института ЮФУ Олег Набоков.

Анна на шее — приятная ноша

— Фильм «Анна на шее», вышедший на экраны в середине 1950­х годов, сделал исполнительницу главной роли Аллу Ларионову фантастически популярной, — вспоминает Олег Николаевич. — С презентацией этого фильма она приезжала в Таганрог.

Кинотеатр «Октябрь», где должна была выступать Ларионова, оцепила милиция, опасаясь натиска многочисленных поклонников актрисы.

Но самые рьяные не стали  толпиться зря у кинотеатра. Они прознали, что звезда будет обедать в ресторане «Волна», дождались  на улице окончания трапезы, а когда царственная красавица  вышла из ресторана и села в автомобиль, окружили его, подняли и пронесли метров сто на руках.

Спустя годы мне довелось видеть Аллу Ларионову на Московских международных фестивалях, беседовать с ней на юбилее института кинематографии. Она всегда была великолепна и, в отличие от многих других актрис, не забывала припудриться и взглянуть на себя в зеркальце, заметив, что ее собираются фотографировать. Словом, настоящая женщина!

Мечта Комаки

— Японскую актрису Комаки Курихара советские зрители полюбили за фильмы «Москва — любовь моя» и «Мелодии белой ночи».

В ней не было никакой пафосности, звездности. Она очень легко согласилась на интервью, а узнав, что я из Таганрога, сказала, что очень любит Чехова и счастлива играть в его пьесах.

Вообще и Комаки Курихара, и Робер Оссейн, которого советские женщины обожали после серии фильмов про Анжелику, и многие другие звезды говорили, что игра в чеховских пьесах дает возможность переосмыслить что­то важное в себе. Все они мечтали побывать на родине своего кумира в Таганроге.

Прошло время. У Комаки Курихара появился свой собственный театр. Там, как пишут, идут спектакли, в основном, по русским пьесам. Конечно же, ставят Чехова.

Но в Таганроге Комаки Курихара, к сожалению, не побывала. Может, еще приедет?

Полюбил сам и заставил полюбить других

— Эмиль Лотяну, режиссер популярных, по сей день любимых лент «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», приезжал в Таганрог на встречу со зрителями. Я участвовал в организации этой встречи в качестве председателя общественного совета кинотеатров Таганрога.

Лотяну великолепно, красочно рассказывал о съемках, читал свои стихи, отвечал на вопросы.

Было часов одиннадцать вечера, когда, попрощавшись со зрителями, он спросил:

— А где же здесь домик Чехова? Можно сейчас туда поехать?

И мы поехали. В такой поздний час Дом­-музей Чехова, конечно же, был закрыт, но само здание, дворик с улицы просматривались.

Лотяну вышел из машины с огромной охапкой подаренных ему зрителями цветов и со словами: «Я пришел к тебе, Чехов!» бросил их через ограду.

В ту встречу я спросил у Лотяну, почему он выбрал для экранизации именно «Драму на охоте» — произведение, которое сам Чехов не любил? Лотяну ответил, что, прочитав эту повесть, был ею очарован и что если бы ему довелось встретиться с Чеховым, попытался бы  убедить Антона Павловича в том, что он был не прав в ее оценке.

Я думаю, что Лотяну действительно искренне полюбил эту повесть сам, а, сняв «Ласкового зверя», заставил полюбить ее других. Не говоря уже о том, что благодаря работе над этим фильмом Евгений Дога написал свой шедевр — вальс, ставший воистину любимым всенародно.