— так фотохудожник Екатерина Рождественская называет свои проекты, благодаря которым известные медийные лица превращаются на ее снимках в персонажи живописных полотен прошлого. Или — в модели журналов былых времен. Или — героев старинных открыток, серий у автора много.
Первыми улыбнуться этим «веселым картинкам» и восхититься искусством их создателей могут читатели журналов «Караван» и «Караван историй». Однако эти «веселые картинки» давно уже шагнули с глянцевых страниц в музейные залы. Сегодня, к примеру, на Дону открылись сразу две выставки Рождественской: в Ростове и Таганроге.
И вот теперь и сама Екатерина Рождественская приехала на Дон, чтобы лично представить свои проекты, ответить на вопросы журналистов и своих многочисленных почитателей.
Спонсор один и на всю жизнь
Поскольку история фотосерий Рождественской уже начала обрастать слухами и домыслами, простой вопрос одной из почитательниц «С чего все начиналось?», прозвучавший на встрече с автором в Ростовском областном музее изобразительных искусств, был очень кстати.
Началось это 13 лет назад от безделья, ответила Рождественская и тут же пояснила, что на диване, конечно, целыми днями не леживала: занималась семьей, делала переводы английской и французской литературы, но хотелось чегото еще заметного, несущего позитивную энергию. Занялась садовым дизайном нет, не то. И тут муж подарил хороший фотоаппарат.
Первой «веселой картинкой» предтечей будущей серии «Частная коллекция» стал портрет подруги, очень похожей на известную художницу начала ХХ века Зинаиду Серебрякову. Когдато Серебрякова изобразила себя на картине «За туалетом»: прелестная молодая дама, расчесывающая волосы, а рядом пленительные флакончики и прочие дамские штучки.
За соответствующим антуражем Рождественская отправилась в антикварный магазин. С тех пор это стало ее правилом: работать следует либо с подлинным антиквариатом, либо с искусной копией.
А первой известной народу фигурой, которая позировала Рождественской, была другая ее давняя приятельница Ирина Аллегрова. К ней примерили образ Нефертити. И не только изза «чудесной головы и лебединой шеи», но и по причине экономической. С деньгами у Рождественской на тот момент были трудности, а на портрет Нефертити в профиль и грима требовалось лишь на поллица, и не нуждался он в замысловатом антураже.
Сегодня на ваших работах и грим, и костюмы, и антураж все более изощрены, на них явно не экономят. У вас щедрый, понимающий задачу спонсор?
Спонсор у меня очень удачный. Я вышла за него замуж 36 лет назад. Теперь он издатель, издает в том числе журналы «7 дней», «Караван», «Караван историй».
Родным и близким, мужу-спонсору делаете портретыподарки в стиле «Частной коллекции»?
Зачем?
А автопортрет в таком стиле у вас есть? В каком образе вы видите себя?
Да вот как сейчас: в черных очках, подальше от всех этих фотовспышек. Не обижайтесь: не люблю фотографов, сказала Рождественская, верно, все же имея в виду не фотографов вообще, а тех, кто ловит ее в свой фокус.
Ах, Аполлон, ах, Аполлон
Поклонники Екатерины Робертовны признательны ей за то, что этими портретами-масками она не только дарит им положительные эмоции, но и пробуждает интерес к живописи. Но что у нее первично: живописный ли шедевр вызывает желание найти среди известных современников похожее лицо? Картину ли подбирает под сегодняшнюю знаменитость?
Обычно идем от человека.
Соглашаются на съемку легко?
Не все соглашаются. Если человек не проявляет интереса уговаривать не могу и не буду. Познер трижды звонил, говорил, что вот уже едет к нам, мы ждали его в течение четырехпяти часов, а он так и не приезжал. Лет восемь назад это было.
Как выбираете модели для своих проектов?
Изначально задумано, что участвуют в них люди известные, узнаваемые. Все эти «Обручальные кольца», «Татьянины дни» и прочие телесериалы, прибавляющие число таких лиц, я, конечно, не смотрю, но слежу за рейтингами: выдавать нагора для журнала два раза в месяц надо. Так что на хобби черно-белое фото времени почти не остается.
С кем связаны самые яркие и интересные эпизоды работы?
За эти 13 лет в моих проектах участвовало более трех тысяч человек Легко и приятно работать с профессионалами хорошими опытными актерами. Очень трудно, если это чтото возомнившая о себе звездная пыль. У этой обязательно райдер с условиями, включающий как минимум требование: на столе должен стоять апельсиновый сок. Я не ставлю.
У вас большая команда?
Не хватает народа. 12 человек: художник по костюмам, гример, компьютерные дизайнеры и т.д.
Самая жуткая профессия в этом списке директор-координатор, в чью обязанность входят переговоры с директорами звезд. Этим у нас занимается моя крестная мама.
Почему вы нередко снимаете в разных образах одних и тех же людей?
Проект «Частная коллекция». Мое частное дело, кого снимать. Часто снимаю тех, с кем мне приятно общаться.
Мы немало работали с Гурченко. Потрясающий человек! И в кадре, и в быту, и за столом потрясающий! Очень сложная, очень стервозная, но, побыв рядом с ней, я поняла, почему она такая: слишком жизнь била, часто предавали. Она всегда ждала удара и готова была его держать.
Бывало, встречаясь некоторое время спустя с интересными ей прежде людьми, Екатерина Рождественская замечала: не выдержала «звезда» испытания славой, расползлась от звука медных труб. Раньше был, к примеру, остроумный мужик, а теперь чтото самовлюбленное, бесполое вплывало в сопровождении охранников в студию. В общем, много превращений прошло за эти годы перед ее глазами.
Книгу мемуаров с рассказами о ваших встречах со звездами выпустить не планируете?
Для этого все они должны были бы умереть. Все-таки люди пришли ко мне в студию, мне доверились Я не могу этим злоупотребить. Я не так воспитана, как Ксюша Собчак, которая может всех обделать и получить от этого удовольствие.
А бывает, что человек просит снять его в какомто конкретном образе? Ну, например, Аполлона Бельведерского?
С этим связана интересная история. 11 лет назад я предложила Олегу Газманову сняться для сюжета про убийство Марата. Картина известная: заколотый, истекающий кровью Марат лежит, полуобнаженный, в ванне.
Газманову это не понравилось: полуобнаженный, мертвый, в ванне Лучше, сказал он, в образе «Давида» Микеланджело.
Полуобнаженным в ванне не хочешь, а обнаженным, во весь рост хочешь, удивилась я, но он возразил, что «Давид» это как раз то, что надо, что ему самому сейчас 50 лет, он в отличной физической форме почему бы это не показать?
И мы приступили к работе.
Для меня тогда это был шок: я, воспитанная в старых добрых традициях, и вдруг голый мужик на столе. К тому же и команда моя в основном женская
Но я не подала вида, что смущена. Наоборот, сделала вид, что такое у меня в студии каждый день происходит.
С тех пор меня уже ничем не смутить. С тех пор у меня, как у врача.
Знакомьтесь: царь
Бывали у вас портреты пророческие, когда актер изображал какойто персонаж с холста, а потом в театре или кино ему предлагали сыграть именно эту роль?
Бывали. Хазанова мы снимали в образе Наполеона, а через три года он сыграл Наполеона в спектакле.
Ольгу Дроздову сначала мы загримировали под Буратинку, а потом она сыграла мальчика в спектакле «Мамапапасынсобака».
Дима Нагиев сначала был Иваном Грозным у нас, а время спустя получил приглашение на эту роль в Голливуд.
Политики, особенно накануне выборов, заказывают свои портреты «в образе»?
Из политиков мы работали только с двумя: Хакамадой и Жириновским. Инициатива исходила от нас, ни с какими кампаниями связано это не было.
Жириновский проявил себя как замечательный актер. Мы готовили его к съемкам в образе Ивана Грозного на кремлевском крыльце. Пока делали грим (довольно сложный) он все это время спал. Потом облачился, вышел с посохом, в шапке Мономаха на крыльцо и стал орать:
Холопы! Всех перебью!
Очень напугал японских туристов. Я от смеха чуть не упала и никак не могла поймать его в фокус. Но в итоге все получилось очень хорошо.
Кошки лучшие люди
Сегодня Екатерина Рождественская более всего вдохновлена двумя новыми проектами. Недавно ее посетила идея отпечатать пейзажи и портреты не на холсте, а на шелке. Получились красивые, необычные ткани. Показала эту коллекцию в Москве, а через несколько дней звонок от Дома Кардена: Хотим использовать ваши ткани в наших показах.
В ближайшее время сначала на страницах «Каравана» появится ее новая серия «Кошки и люди».
За 13 лет я устала от людей и, может, поэтому с таким удовольствием работаю теперь с кошками, говорит она. Прежде была собачницей, и вот открыла для себя, что кошки это личности, у них харизма.
Оттого ли, что это кошки Куклачева, но они оказались понятливыми моделями и просто потрясающими людьми!
Ваш проект вряд ли требует такой раскрутки, чтобы в трескучие морозы ехать с выставкой в такую даль. Зачем вам эти поездки?
Мне интересно. Я, например, в восторге от ваших улиц, ваших вывесок: «Просто аптека», «Классическая аптека», «Дешевая аптека», «Тысяча и одна бутылка» Снимаю, выкладываю в твиттере теперь все московские туристы к вам приедут.
Уже в финале разговора выяснилось, что наши края Екатерине Рождественской не чужие: в детстве три лета провела у бабушки в Таганроге.
Организатор этой встречи старший научный сотрудник РОМИИ Ольга Литвиненко передала Рождественской подарки от ее ростовских почитателей: довоенные предметы дамского туалета и несколько коллекционных открыток. Гостью пообещали принять в казачки в Старочеркасской, провести по антикварным лавкам и рынкам Ростова и Таганрога.
Особенно понравилась ей мысль купить настоящего донского леща (чебака) и подарить Льву Лещенко, у которого юбилей: 70 лет исполнилось.