Спектакль по заказу зрителей появится скоро на афише Ростовского областного академического молодежного театра. В донской столице это будет впервые. А в масштабах нашей области во второй раз. Ведь речь об эксперименте, который проводит в различных театрах страны творческая лаборатория Олега Лоевского.
Напомним, в чем же он заключается. Лаборатория Лоевского высылает театру, готовому к участию в эксперименте, множество пьес современных авторов российских и зарубежных не менее сорока текстов.
Театр, как правило, останавливает выбор на трехчетырех. Тогда приходит время лаборатории формировать творческий «десант» из режиссеров молодых, но успевших громко заявить о себе постановками. Эта творческая (так и хочется сказать фронтовая) бригада прибывает к месту репетиций, чтобы за тричетыре дня, максимум за неделю сделать эскизы спектаклей и представить их на суд зрителей.
Ростовский молодежный трудился над четырьмя эскизами. Это комедия «Класс Бенто Бончева», психологический триллер «Киллер Джо», странная история о мальчике, слоне и влюбленной учительнице «Мисс Лили бросили кость» и житие «Святая блаженная Ксения Петербургская».
Оценки эскизам выставляли зрители. Им на выбор предлагались три варианта: «Оставить, как есть», «Доработать», «Забыть как страшный сон».
После подсчета голосов пресссекретарь Ростовского молодежного Мария Зелинская сообщила нам, что больше всего голосов в пользу мнения «Оставить, как есть» набрала комедия, над эскизом которой наши артисты работали под руководством пермского режиссера Дамира Салимзянова. Почти столько же голосов и у сценической версии жития блаженной Ксении за этот, пожалуй, самый непростой эскиз взялся питерский режиссер Евгений Зимин.
По числу мнений «Забыть как страшный сон» лидировала странная история про мальчика, учительницу и слона (правда, неясно, что зрители сочли страшным сном саму пьесу, ее сценическое воплощение или и то, и другое), но, однако же, и тут положительных оценок было больше.
Конечно, возник этот эксперимент не ради временных постановочных рекордов, а ради продвижения современной драматургии. Для того, чтобы в театр приходил новый зритель.
Есть драматургия благополучия и драматургия боли. Мы работаем с драматургией боли, может быть, несколько сгущая краски, сказал Олег Лоевский и пояснил эту свою эстетическую и гражданскую позицию. Если не будешь смотреть в глаза миру, не сможешь изменить его к лучшему.
Какой из эскизов, учитывая мнение зрителей, театр выберет для доработки и включит в свой репертуар, станет известно в ближайшее время. Кстати, сегодня этот театр работает с современной драматургией и в обычном своем режиме: главреж Магнитогорского драмтеатра Максим Кальсин ставит здесь спектакль по пьесе популярного британского драматурга, нашего современника Тома Стоппарда «Отражение».