«У Чехова все не случайно», несколько раз слышала я эту фразу во время разговора с создателями спектакля «Русское танго», а ее тональность варьировала от восторженно-удивленной до задумчиво-таинственной.
Спектаклем «Русское танго», поставленным по чеховскому «Вишневому саду», открылся проект «Экспериментальная площадка» в Ростовском областном академическом молодежном театре. Вскоре театральные гурманы заговорили об этой постановке, однако, пожелай ктонибудь увидеть ее вновь, вряд ли бы это ему удалось. Как и найти сам театр, где она родилась.
Русское танго «Вишневого сада»
Тем не менее настойчивого зрителя поиски привели бы в ростовскую муниципальную школу «ЭврикаРазвитие», а там его направили бы к учителю истории и литературы Наталье Николаевне Зубковой. Потому что это с ее легкой руки по весне со здешними десятиклассниками происходят те перемены и превращения, в результате которых и появляется спектакль.
В объяснении Натальи Николаевны этого небудничного события все выглядит очень просто и естественно:
Я не режиссер, я учитель. Но в школьную программу входят драматические произведения, а их без постановки на сцене нельзя понять и прочувствовать так, как в том пространстве, для которого они и были предназначены.
Подготовка спектакля это для Натальи Николаевны праздник неформального общения с учениками, которые к 10-му классу становятся все более и более зрелыми и интересными личностями. Кроме того, это всегда и какието литературные открытия: каждый класс видит пьесу посвоему, обнаруживает в ней свой неожиданный ракурс.
«Вишневый сад», ставший «Русским танго», неожиданно. И, однако, логично.
Репетиции спектаклей это для нас продолжение уроков литературы, перенесенных в другое измерение, говорит Наталья Николаевна. Когда, решив делать спектакль по Чехову, мы вновь задумались о пьесе «Вишневый сад» и о том, какой должна быть созвучная ей постановка, то поняли: эта пьеса о невозможности счастья, к которому все так стремятся. Точнее: о прекрасной (!) невозможности счастья, потому что в этом невозможном стремлении и заключаются лучшие моменты жизни.
«Русское танго» как раз то, чего быть не может: музыка, несвойственная вроде нашей душе. Но мы все же соединили два этих слова и увидели в них отражение нашего взгляда на «Вишневый сад».
А где же сцена? спросила я, не сомневаясь, что предстоит экскурсия если не в какоето специальное помещение, то наверняка в актовый зал. Но ничего такого здесь нет.
Вот наша сцена, и Наталья Николаевна указала на пространство за задними партами своего небольшого класса.
Конечно, все желающие увидеть спектакль здесь не помещаются, продолжала она в ответ на мое немое удивление. Но это даже к лучшему: в большом зале у нас был бы только один спектакль, а так три или даже четыре.
«Русское танго» (не вполне, правда, русское: под музыку Пьяццоллы), где танец стал главным героем, показывали вопреки традиции не только весной, завершая звучными аккордами еще один учебный год. Его вообще показывали чаще обычного. В связи с этим обстоятельством я и услышала от одного из исполнителей: «У Чехова все не случайно». Случай же был такой.
Чеховский клуб представляет
Есть в этой школе так называемые образовательные практики. Они, к примеру, могут включать в себя экскурсии, направленные на расширение и углубление знаний, получаемых в рамках школьной программы. Однажды часть класса будущего создателя «Русского танго» записалась на историческую образовательную практику, часть на литературную. Литературная была связана с поездкой в Таганрог по чеховским местам.
Впечатления от тихих этих мест оказались такой силы, что на их волне образовался Чеховский клуб старшеклассников с собственным уставом, гербом, дресскодом, ритуалом посвящения, еженедельными заседаниями и, самое, пожалуй, главное, стремлением преобразовать мир вокруг. Пока в пространстве школы.
Чеховский клуб взял на себя организацию школьных праздников, рассказывает член этого клуба, участник постановки «Русского танго» Илья Лыков. К примеру, на Новый год мы оформили холл в стиле бальной залы XIX века. На балу должны быть бальные танцы. Разбились на несколько групп, каждая из которых представляла какойто из популярных тогда бальных танцев: вальс, полонез, контрданс, мазурку Ребята и показывали эти танцы, и сообщали об их истории, и тут же давали уроки тем, кто хотел обучиться.
Кстати, сегодня в рядах Чеховского клуба все создатели «Русского танго». Ведь не успевших вступить в него до премьеры после показа спектакля пригласили туда на почетных правах (в знак уважения и признания) без обязательных для других школьников рекомендаций и испытательного срока.
Удивительно ли, что и следующий (то есть нынешний) учебный год Чеховский клуб начал «Русским танго»?! А потом был оглушивший всех своей невероятностью звонок из Ростовского молодежного театра, показ «Русского танго» на настоящей сцене.
У Чехова все не случайно?..
Если Мцыри, то двадцать четыре
«Русское танго» девятое по счету название, которое появилось благодаря Наталье Николаевне Зубковой и ее воспитанникам на театральной афише школы «ЭврикаРазвитие». Прежде были еще постановки по Островскому, Пушкину, Цветаевой, Горькому.
А теперь на этой афише станут появляться только названия постановок по произведениям Чехова? предположила я, узнав о растущем влиянии Чеховского клуба.
Ну что вы! возразила Наталья Николаевна. Это и Антон Павлович никогда бы не одобрил, сказал бы, что скучно все время ставить одного автора.
В профессиональных театрах нечасты постановки, в которых ролей хватило бы на всю труппу. А у вас?
У нас всегда весь класс участвует, и всем находится работа. Такого, чтобы роли комуто не хватило, не бывает. Несколько лет назад мы делали спектакль по пьесе Островского «Свои люди сочтемся». Чтобы не возникло обозначенной вами проблемы, придумали, что у нас будет пять Липочек. В одном спектакле! В итоге все школьницы были с ролями, а Липочка то и дело представала перед зрителями в разных обликах. Получилось необычно и интересно.
Свою первую театральную постановку мы сделали еще в 8м классе по поэме Лермонтова «Мцыри», добавил к сказанному еще один член Чеховского клуба и артист из «Русского танго» Кирилл Тимофеев. Тогда это в куда большей степени было продолжением урока литературы, чем спектаклем, но мы все же соорудили в классе «гору», натянули над ней «синее небо». На сцену вышли 24 наших ученика, и каждый был Мцыри.
Перед репетициями штудируете труды театральных корифеев Станиславского, Михаила Чехова? интересуюсь у ребят. В ответ слышу:
Мы долго обсуждаем с Натальей Николаевной характеры героев. Удачные жесты, правильная интонация рождаются из понимания их психологии и мотивов.
Идеи во время обсуждений и первых читок возникают самые оригинальные. За тем, чтобы чтото важное не забылось и не ускользнуло от внимания, следит директор спектакля. Директором «Русского танго» была Ирина Максимова.
В мои директорские обязанности входило то, что можно обобщить словами «помощь» и «забота». Надо было напоминать всем о репетициях, позаботиться о реквизите и т.д. Кроме того, мне предстояло исполнить роль Вари, которую я поначалу не понимала. Но директорские обязанности сблизили меня с Варей, которая тоже постоянно о чемто и комто заботилась. У Чехова все не случайно.
Конечно, я задала ребятам вопрос: «А что дальше?» Не думают ли теперь всю свою дальнейшую жизнь связать с профессиональной сценой?
Ирина улыбнулась и отрицательно покачала головой.
После «Русского танго», погружения в мир чеховских героев появилось такое чувство, что я стал немножко старше, чтото новое возникло в отношении к миру, сказал Кирилл Тимофеев. Театр превратился в важную страницу жизни, но не главную.
Участие в постановке в каждом из нас чтото изменило к лучшему, согласился с одноклассником Илья Лыков и завершил ответ фразой столь же спорной, сколь и прекрасной. Было бы здорово заниматься театром и дальше, но только как хобби. А строить свою жизнь так, чтобы получать деньги за творчество, помоему, неинтересно.