Один из самых необычных театров нашей области состоит из артистов от 6 до 17 лет и исполняет оперы, сочиненные для детей. Порой его так и называют — Детский оперный, порой Детский музыкальный, поскольку его репертуар включает также мюзиклы и музыкальные сказки. Официальное название этого коллектива — Образцовый детский театр музыкальных миниатюр «Эксперимент».
— Это был прежде всего мой эксперимент над собой, — отвечает на вопрос о его создании основатель и руководитель «Эксперимента» Наталья Дмитриевна Богушева.


Миллион в газете

Нередко на фестивалях и конкурсах, проходивших за пределами нашей области, «Эксперимент» принимали за самостоятельный муниципальный коллектив и удивлялись, узнав, что это, по сути, студия при Центре внешкольной работы — бывшем Доме пионеров. Прежде чем решиться на создание детского  театра, Богушева 16 лет работала концертмейстером в разных коллективах Дома пионеров.

Казалось бы, опера — такой специфический жанр, что попробуй еще найди детей, которым он был бы интересен. Что это за загадка — не знаю, но за двадцать с лишним лет существования «Эксперимента» Богушевой ни разу  не пришлось развешивать по Таганрогу объявления о наборе в этот коллектив, тем более — ходить по школам с агитационными беседами. Недостатка  в желающих  нет. Сегодня в «Эксперименте» — уже более 90 детей. Действительно — труппа! При том, что начинался театр с пяти ребят, которые спели мини-оперу Бойко по басне Крылова «Квартет».

«Эксперимент» выпускает один-два спектакля ежегодно. На его счету – множество побед на конкурсах и фестивалях — от городских до международных.  Взглянуть со стороны — родился театр под счастливой звездой, а его история —  это путь от успеха к успеху. Однако рассказ Натальи Дмитриевны о становлении «Эксперимента» и памятных эпизодах его жизни скорее рождает сравнение с катанием на «американских горках» — такие там крутые виражи. Другое дело, что судьба посылала этому театру людей, которые помогали ему в трудные минуты, открывали перед ним новые горизонты.

Таким человеком был тогдашний главреж таганрогского чеховского драмтеатра Борис Горбачевский. «В Москву! В Москву!»,— восклицали известные чеховские героини. «На фестиваль! На фестиваль!», — сказал Горбачевский, когда увидел вторую по счету постановку «Эксперимента» — мюзикл Баневича «Безумное воскресенье» по мотивам романа о Томе Сойере. В Воронеже как раз намечался фестиваль детских любительских театров, и оргкомитет был не против включить в его программу спектакли таганрожцев.  Но в труппе были уже 27 человек. Для поездки требовался целый автобус.

Это было время, когда зарплату на предприятиях не выплачивали месяцами, поэтому рассчитывать на финансовое участие в этом деле родителей ребят не приходилось. Искать спонсоров среди «малиновых пиджаков» Богушева не умела. Но, к счастью, у нее была подруга, которая увлекла одного из предпринимателей идеей налоговых льгот, обещанных спонсорам, вкладывающим в культуру, — тогда об этом много говорили.

Очень скоро этот человек, в недавнем прошлом — морской офицер, понял, что с этими льготами столько бюрократической мороки, что лучше и не надо. Но нужную сумму театру дал: просто пришел и принес пачки купюр, завернутые в газету.

Неописуемая радость Богушевой сменилась тяжелым потрясением, когда после спектакля началось его обсуждение театральными деятелями–практиками и  теоретиками, членами жюри.

— Это была такая суровая критика, что, думала, не доживу  до окончания этого разбора, — вспоминает Наталья Дмитриевна.

Детям она, конечно, сказала, что все в порядке, а следующий день преподнес сюрприз. Вчерашние зрители, узнав на улице таганрогских артистов,  радостно их приветствовали. А потом было подведение итогов фестиваля, и одна из опытных, авторитетных его    участниц  сказала, что больше всего ей понравился на этот раз новый театр из Таганрога.

В общем, воронежский урок был таков: надо работать, стремиться к совершенству. Оценки же труда могут быть самыми разными и  неожиданными. Как и фестивальные ситуации.

«Эксперимент» развивался стремительно, получил звание образцового. Вот и на тот фестиваль в Питере ехал со стремлением бороться и побеждать.

 — На вокзале нас встретили представители оргкомитета, отвели меня в сторону и прошептали: «Конкурс завершился. Вы опоздали», - рассказывает Наталья Дмитриевна.

Можно только поразиться ее воле и самообладанию, с которым она, мгновенно сориентировавшись, также тихо, но твердо ответила:

—  Мы приехали в свой срок. Пусть у вас уже распределены все места, и ничего не изменить — устройте нам выступление  и обеспечьте присутствие в зале  хотя бы одного члена  жюри.

Член жюри требовался для декорации: чтобы дети отыграли спектакль с настроением, прежде чем Наталья Дмитриевна сообщит им о досадном недоразумении и о том, что в конкурсе они, увы, не участвуют.

И —  не было бы счастья, да несчастье помогло: искупая свою вину, питерцы предложили «Эксперименту» выступить в этнографическом музее! Дети были в таком восторге, как будто получили главный приз.

Призы, включая главный, они не раз получали в Москве, на всероссийских фестивалях любительских театров, выступали на сцене прославленного детского театра Натальи Сац.

В числе больших поклонников таганрогского «Эксперимента» был клуб московских учителей «Доживем до понедельника». Благодаря этому клубу «Эксперимент» получил приглашение показать комическую оперу  Холминова  «Хирургия» (на чеховский сюжет) в Госдуме. Зрителями были лучшие учителя страны, депутаты. Проблему проживания в дорогой нашей столице решила председатель этого клуба Эмма Раутбарт: разместила  немногочисленную на сей раз таганрогскую делегацию в своей квартире. Спать пришлось: кому — в ванной, кому — на полу, но зато «выступление в Госдуме» — это звучит. И производит впечатление.

Не в большой,

а чтоб — с душой

Известно, что первыми в наших краях распробовали и полюбили оперу именно таганрожцы. Этот исторический факт навел меня на мысль: а, может, Богушева создала «Эксперимент» не просто так? Может, была у нее сверхзадача: ну, скажем, чтобы на базе «Эксперимента» в Таганроге вырос  другой театр — профессиональный оперный?

Она аннулировала необходимость задавать такой вопрос, сказав вещи, на первый взгляд, несколько странные:

— Я не отношу себя к фанатам сцены, оперного искусства. Не могу даже назвать себя человеком, фанатично влюбленным в театр. Мой критерий: «Чтобы за душу брало».

Много лет назад, в 1969 году, мне посчастливилось  побывать на оперных спектаклях по произведениям Чехова, которые показывал замечательный театр под руководством Бориса Александровича Покровского, гастролировавший тогда в Таганроге. В первом отделении была моноопера «Ванька», во втором — «Свадьба». В те годы билеты на гастрольные спектакли было не достать, в первых рядах сидели завмаги, завбазами в золоте-брильянтах, для которых такой культпоход был статусным мероприятием, вопросом престижа. Но запел Ванька Жуков — и  так это было прекрасно, что  в зале воцарилась благоговейная тишина, хотя любителей современной оперы там было явно немного.

Я — музыкальный работник, поэтому, когда задумала создать детский коллектив, мысль о детском музыкальном театре напрашивалась сама собой. Но мое самое большое желание — чтобы театр повернул детей к литературе. «Читайте,— говорю им, — читайте!» Без чего точно себя не мыслю — так это без книг.  «Войну и мир» в первый раз прочла в четвертом или пятом классе, и с тех пор читала книги запоем, Толстой, Чехов, Гоголь, Достоевский стали  моими наставниками. Теперь дети, к сожалению, мало читают. Пытаемся приохотить.

— Кастинги при приеме в «Эксперимент» — суровые? Или в Таганроге что ни ребенок, то — потенциальный певец?

— Нет у нас кастингов. Принимаем всех желающих.

— А если у желающего ни слуха, ни голоса?

— Я прежде всего — воспитатель, педагог, а потом уже руководитель театра. Не могу отказать ребенку, который хочет у нас заниматься: ужасает  одна только мысль, что, в противном случае, он будет постигать законы улицы.

Одни  у нас хорошо поют, другие — неплохо, третьи способны только подпевать — ну и что? Мы же не смену Большому театру растим? Главное, что у детей благодаря «Эксперименту» есть в жизни полезное занятие, интересное общение, возможность и стимул расширять кругозор. Очень важно, что эти принципы исповедует и директор нашего Центра — Татьяна Валентиновна Янченко.

Подготовка к спектаклям не похожа здесь на обычные репетиции. В расписании — уроки вокала и хореографии, основы дыхательной гимнастики. А занятия по культуре сценической речи, которые ведет актриса Тамара Беленко, — это театр в театре. Литературный в музыкальном. Неудивительно, что с подготовленными под ее руководством номерами ребята участвуют в концертах, выступают на конкурсах чтецов.

Хотя театр не ставит цели подготовить воспитанников к дальнейшему актерскому пути, поступлением одного из солистов — Миши Уманца — в ГИТИС  гордится. Сегодня Михаил Уманец — артист  столичного Театра-школы драматического искусства. Когда приезжает в Таганрог, заходит в «Эксперимент», помогает коллегам в работе над ролью.

Пока одна из групп «Эксперимента» готовилась к уроку вокала, я поинтересовалась у нескольких ребят, как они стали артистами.

— Меня мама сюда записала, — сказал третьеклассник Леша Кирюшкин.

— Я видел несколько спектаклей «Эксперимента», понравилось, — объяснил Миша Пальчун, который вскоре привел в труппу и школьного приятеля — Сашу Щербатова. Неожиданно, увлекшись  темой, Саша с Мишей заговорили между собой о том, что есть у них еще один знакомый, которому здесь бы понравилось. Я не стала их прерывать.