В Ростовском музее русско-армянской дружбы представлена богатейшая коллекция предметов, принадлежащих выдающемуся армянскому поэту Рафаэлу Габриэловичу Патканяну (1830-1892 гг.) И это не случайно.

Рафаэл Патканян родился, жил и трудился в Нахичевани-на-Дону. На доме поэта по адресу Мясникова, 11а установлена мемориальная доска. Сейчас в нем живет вдова правнука поэта Евгения Михайловича Шинкаренко Александра Кузьминична. В 2007 году Александра Кузьминична подарила музею ценный экспонат — комод Р. Патканяна.

Долгие годы хранительницей архива поэта была его внучка Рипсиме Патканян. Музейный комплекс, посвященный знаменитому деду, она сформировала сама. Это и живописный портрет Р. Патканяна кисти его племянницы Елизаветы Патканян, и фотографии из семейного альбома, и прижизненные издания книг. Она же передала в музей и медаль с изображением

Р. Патканяна работы парижского скульптора Андреаса Тер-Марукяна, ученика Огюста Родена.

В 1975 году в Государственном музее истории Армении я познакомилась с молодым научным сотрудником по фамилии Саркисян и благодаря ему узнала, что нумизматическое общество в Лос-Анджелесе опубликовало каталог известных в мире медалей Андреаса Тер-Марукяна, хранящихся в частных коллекциях и музеях. Оказалось, что медалей с изображением Р. Патканяна известно всего семь. Выходит, что наша — восьмая, о ней вышеназванное общество нумизматов не знает.

И медаль, и гипсовая скульптура Р. Патканяна с 1972 по 2007 год экспонировались в Сурб Хаче. Долгие годы считалось, что автор гипсовой скульптуры неизвестен. Но так уж и не известен! Ведь гипсовая скульп­тура — точная копия скульп­туры работы Тер-Марукяна на могиле поэта в Сурб Хаче. И гипсовая, и бронзовая скульптуры исполнены одним и тем же мастером.

Просматривая групповые фотографии преподавателей и учащихся духовной семинарии, я обратила внимание, что все они изображены на фоне картины И. К. Айвазовского «Ной спускается с горы Арарат» и скульптуры Р. Патканяна. Без сомнения, это именно та гипсовая скульптура, которая представлена в нашей экспозиции. Существовала традиция: деятели культуры дарили свои произведения духовной семинарии. Ясно, что скульптура

Р. Патканяна была подарена его автором Андреасом Тер-Марукяном духовной семинарии, а медаль с изображением Р. Патканяна — семье поэта.

Кто же такой был Андреас Марукович Тер-Марукян (1875-1919)? Сведения о нем скудные. Скульптор-реалист, учился в Москве и Париже. Его учителем был Огюст Роден. Особенно известна его бронзовая скульптура Хачатура Абовяна, которая раньше стояла в Ереване, напротив кинотеатра «Москва», а затем была перенесена и установлена в Канакере у дома-музея Хачатура Абовяна.

Но нигде, ни в одном источнике не говорится о том, что он еще и известный медальер, и что он автор скульп­тур на могилах Р. Патканяна и М. Налбандяна в Ростове, в Сурб Хаче.

Так что гордитесь, уважаемые земляки, в Ростове есть памятники учеников роденовской школы.

Некоторые сведения о Тер-Марукяне приводит Мартирос Сарьян в воспоминаниях «Из моей жизни». В 1902 году в Ереване

М. Сарьян встретил Андреаса Тер-Марукяна, приехавшего на родину из Парижа на постоянное жительство, чтобы служить родному народу.

Но, к сожалению, обыватели оказались неспособны оценить настоящее искусство. Европейский облик и изысканные манеры Тер-Марукяна, гордая осанка художника вызывали раздражение у невежественных людей, погрязших в провинциальном болоте. Он стал объектом насмешек местной интеллигенции. В их глазах внешность приехавшего из Парижа скульп­тора казалась смешной, хотя: «Модная шляпа очень шла красиво очерченному лицу Тер-Марукяна, носившего типично армянские усы и бородку эспаньоль «а ля Рубенс». Хорошо сшитый черный костюм, высокий крахмальный воротничок и галстук с широким бантом гармонировали со всем его обликом». Так он и не смог прижиться в Ереване, уехал обратно в Париж, но не порвал творческих связей с родным народом.

В 1972 году к открытию Музея русско-армянской дружбы в Сурб Хаче у памятников М. Налбандяну и 

Р. Патканяну установили три мемориальные доски. На первых двух было написано, в честь кого установлены памятники, на третьей — кто их автор. К сожалению, вандалы разбили эти доски. Необходимо их восстановить, чтобы каждый посетитель Сурб Хача знал и почитал выдающихся сынов армянского народа, уроженцев Дона

М. Налбандяна и Р. Патканяна, а также автора шедевров мирового искусства ученика Родена А. Тер-Марукяна. 

Светлана Хачикян