Веселый и озорной Буратино, совсем даже не расстроившийся, что свалился в заросший тиной пруд, любопытными, широко открытыми глазами взирает на черепаху Тортиллу. В руках у нее — настоящий Золотой ключик, который она протягивает незадачливому деревянному человечку. Рядом плещутся в темной воде зеленые лягушата.

Ничего особенного, скажете вы? Ну да, если, конечно, не знать, что вся эта трехмерная композиция размещена… на срезе виноградной косточки. И рассмотреть ее в подробностях и деталях можно только под очень сильным микроскопом. А как вам выдержка из литературного произведения писателя Лескова — в общей сложности 2020 букв, — написанная на срезе рисового зернышка? Не правда ли, впечатляет? И это только две работы, выполненные в жанре микроминиатюры новосибирским ученым, кандидатом физико-математических наук Владимиром Анискиным. Всего же подобных произведений у Анискина около 100, большинство из них демонстрируются в единственном в России музее микроминиатюры «Русский Левша», расположенном в Санкт-Петербурге. Теперь 22 самые интересные работы микроминиатюриста Владимира Анискина могут увидеть жители Таганрога. В одном из залов Таганрогского художественного музея открылась уникальная выставка «Диво под микроскопом».

Эпитет «уникальная» в данном случае вовсе не преувеличение. Во всем мире есть только 12 художников, специализирующихся на микроминиатюре, десять из них творят в России и странах ближнего зарубежья. Так что приоритет в продолжение традиций знаменитого Левши, героя известного произведения Лескова, наша страна прочно закрепила за собой. Примечательно, что все создатели микроминиатюр — самоучки, такому художественному жанру нигде не учат. Да и сама микроминиатюра признана разновидностью изобразительного искусства совсем недавно — всего лишь год назад.

По оценкам коллег и тех, кто следит за развитием микроминиатюры в России и за рубежом, русский Левша Владимир Анискин сегодня — лучший и по уровню художественного мастерства, и по техническому оснащению, которое используется микроминиатюристом при создании маленьких чудо-произведений. Надо сказать, что специальных инструментов и приспособлений для микроминиатюр не изготавливает ни одна фирма в мире. Все эти уникальные резцы и сверла, которые тоньше швейной иглы, миниатюрные токарные, сверлильные и шлифовальные станочки, умещающиеся на человеческой ладони, конструируются и создаются самими мастерами. И в этом деле, разумеется, немало секретов, о которых вам не расскажет ни один автор микроминиатюр. Не является исключением и Владимир Анискин. Но именно потому, что есть в таком действительно тончайшем творчестве некая тайна, сами композиции кажутся еще более удивительными, поражают воображение. Вот мы приникаем к глазку микроскопа и рассматриваем первую — традиционную для этого жанра — миниатюру «Подкованная блоха». Наводим резкость и, о чудо, видим на задних лапках настоящей блохи аккуратные махонькие подковки. Но еще больше удивляют сверхминиатюрные гвозди, которыми эти подковы прибиты к блошиным лапкам. Образцы гвоздей представлены тут же, рядом, при большом увеличении хорошо видно: они куда меньше, чем сама подкова!

А вот еще один микроскопический шедевр: на торцевом срезе волоса полностью уместился весь русский алфавит. Да какие аккуратные, красивые буковки — впечатление такое, что писал искусный каллиграф! Любителей приятно провести время Владимир Анискин приглашает ну если не посидеть, то хотя бы постоять, разглядывая через мощное увеличительное стекло искусно сервированный стол. На скатерти — кисть сочного винограда, бутылка доброго вина и несколько рюмок. Но чтобы выпить и закусить, придется, как Алисе в Стране чудес, превратиться в очень маленького человечка, не больше спичечной головки. Потому что столом в данном случае служит разрезанная пополам виноградная косточка.

Здесь, на выставке микроминиатюры, только успевай удивляться! Три ордена Славы, каждый размером всего 0,8 миллиметра, приколоты к георгиевской ленте, которая, в свою очередь, размещена на срезе рисового зернышка. А вот на спинке божьей коровки уместилась целая эскадрилья боевых самолетов. Композиция так и называется — «Авианосец». Можно было бы поводить хоровод вокруг ярко украшенной новогодней елочки, да только не выйдет — она разместилась на срезе конского волоса. Есть желание почитать? Пожалуйста: вся целиком басня Крылова «Лисица и виноград» выгравирована на рисовом зерне. Переходишь к другому микроскопу и почти явственно ощущаешь аромат весенних ландышей, хотя и созданы они из микроскопических пылинок.

Как удалось Владимиру Анискину овладеть столь филигранной техникой? Микроминиатюрой как хобби он увлекся на последнем курсе университета. Попалась в руки книга «Тайны невидимых шедевров». Прочитал и понял: микроминиатюра — это то, чем он действительно хотел бы заниматься. Как водится, в начале пути было немало ошибок: например, чтобы получить правильный, ровный и чистый срез на рисовом зерне, приходилось изводить по 3 килограмма крупы. Зато теперь художник достиг такого мастерства, что каждую манипуляцию мини-резцами он выполняет, ловя краткие промежутки между биением сердца. Рабочее пространство во время творческого процесса нужно тщательно огораживать. Если случайно уронишь микроскопическую деталь, потом ни за что не отыщешь. На создание одной микроминиатюры уходит 2-3 месяца. Но каков результат!

Выставка работ Владимира Анискина с успехом демонстрировалась в Китае, ее приходил посмотреть сам высший руководитель Поднебесной. Чтобы попасть на просмотр шедевров нового русского Левши, китайцы выстраивались в тысячные очереди. В самой России выставка микроминиатюр пользуется неизменной и шумной популярностью, чтобы ее получить, музеи тоже выстраиваются в очередь. Теперь и у жителей Таганрога появилась возможность заглянуть в стеклышки микроскопов и увидеть очень маленький, но захватывающе красивый мир этого уникального жанра — микроминиатюры.