С 15 по 18 мая в Таганроге произошло нечто особенное. Хотя, казалось бы, ничего необычного: в шестой раз прошел Чеховский книжный фестиваль. Столичные и нестоличные, широкоизвестные и не очень, писатели и артисты встретились с таганрожцами и разъехались, чтобы писать новые романы, ставить спектакли. Но, как справедливо заметил Воланд из «Мастера и Маргариты», — наиважнейший вопрос, изменились ли они внутренне? Есть острое ощущение, что в мае 2012 года некие глубинные изменения все же произошли.
Хорошо помню первые книжные фестивали в Таганроге. Это было нечто карнавальное, яркое, когда преобладает внешнее и развлекательное. В жанре легкого, приятного для глаз шоу. Писатели, быть может, сами того не осознавая, подстраивались под увлекавший всех карнавальный ритм. Ими восхищались, у них брали автографы, на них смотрели как на некое чудо, неожиданно явившееся в скучноватой атмосфере провинциального города
В мае 2012 года все стало уже немного не так. Проблема в том, что и писатели стали другими, и читатели, кажется, изменились, и Таганрог иной. Поворотные точки этих изменений обозначились в первый день,
Еще более остро свою позицию обозначила доцент Литературного института им. Горького, писательница Анна Берсенева. «Там, на «Контрольной прогулке», собралось много моих коллег и просто знакомых однокурсников, сотрудников по работе в журналах, издательствах, вполне интеллигентные, порядочные люди. Мы хотели узнать, имеем ли мы право просто гулять, или на это нужно испрашивать разрешение. Вот тут удивляются: почему писателям удалось вывести столько людей? Когда в обществе появляется запрос на совесть, честность, порядочность, здравый смысл, то вполне естественно, что за этим обращаются к писателям».
С этого момента, как говорится, вечер перестал быть томным, и острые вопросы посыпались как из рога изобилия. Как относятся писатели и сценаристы к тому факту, что в современном телевизионном кинематографе появляется огромное количество ненормативной лексики? Как можно говорить о воспитании гражданина и патриота, если ежегодно закрывается
Слово взял литературный критик и телеведущий Николай Александров. «Нередко вспоминают письмо Пушкина к Вяземскому относительно небезызвестной Анны Петровны Керн, той самой, которой было посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин пишет: «Вчера, с божьей помощью .», ну и так далее. Я это к тому, что употребление ненормативной лексики в литературе нужно заслужить талантом и гениальностью. На мой взгляд, те авторы, которые используют русский мат к месту и не к месту, не Пушкины и не Толстые. Да, пожалуй, пора говорить и о таком явлении, как «обыдление элит». Это когда разрушаются нормы русского языка, и мат появляется там, где его по норме быть не должно, в устах тех, кто по своему общественному статусу его применять не должен».
Член-корреспондент
Пресс-конференция
О приезде Владимира Войновича на чеховский книжный фестиваль и о встречах с читателями наша газета уже писала. Внесу лишь некоторые дополнительные штрихи, касающиеся Таганрога. Зал в Центральной городской публичной библиотеке, весьма просторный, был на этот раз полон, не всем хватило места, и люди стояли в проходах. Интересная особенность было много молодежи, и в ходе выступления Владимира Николаевича молодые люди задавали такие вопросы, что стало понятно все они Войновича читали. Говорили не столько о прошлом, сколько о настоящем. Войновича несколько раз спрашивали об отношении к событиям Все-таки
Общий итог: фестиваль удался. И, кажется, повзрослел. Теперь это уже не просто очередное, вызывающее интерес публики событие. Книжный фестиваль начинает формировать мировоззрение, влияет на умы и души. Он уже «врос» в Таганрог, стал органичной частью его культурной и интеллектуальной жизни. Отказаться от него все равно, что оторвать от сердца