«Се раба Господня...» — сказала Мария, и Архангел Гавриил, взмахнув крыльями, растаял в небесах. На город упала ночь, свежая, майская, наполненная ароматом цветов. Зазвучал саксофон, импровизируя на тему неувядающей «Бессаме мучо». В залах погас свет, зажглись фонарики в руках экскурсоводов, и заиграли теплыми, таинственными красками столетние холсты.

Это не «поток сознания» и не цитата из литераторов-символистов прошлого века. Просто хотелось одним абзацем передать нетривиальную атмосферу, которая царила с 6 часов вечера до часу ночи в Таганрогском художественном музее.

19 мая, одновременно с ведущими учреждениями культуры России, здесь провели уже третью по счету акцию «Ночь в музее». Событие, без громких слов, стало знаковым. «Ночь в музее» привлекла больше тысячи зрителей, на протяжении примерно семи часов люди шли непрерывным потоком. Небольшой внутренний двор музея, в котором размещены образцы парковой и мемориальной скульптуры, оказался заполненным до отказа. Чтобы посмотреть действие, которым сопровождалась акция, посетители выстраивались в несколько рядов, и всю программу — от начала до конца — пришлось повторить дважды.

Посмотреть действительно было на что. Буквально на глазах (как принято теперь говорить — в режиме реального времени) ожили три знаменитые картины Леонардо да Винчи: «Благовещение», «Дама с горностаем» и «Джоконда». Их «оживили» учащиеся 35-й, 25-й и 3-й таганрогских школ — победители конкурса «Соперничество — пища для гениев». На фоне единственного в своем роде портрета основателя Таганрога Петра I, где он изображен в полный рост, в латах и горностаевой мантии, продефилировали в костюмах XVII-XVIII веков учащиеся реставрационно-строительного лицея №30. Эти роскошные одеяния они сшили сами после того, как прослушали курс лекций по истории костюма и стиля в Таганрогском художественном музее. Затем — на контрасте, органичном, не бьющем в глаза — галантную старинную музыку сменил энергичный рок-н-ролл, и девчонки, одетые под стиляг 50-х годов, «завели» публику когда-то даже запрещенным танцем.

Пока публика наслаждалась концертными номерами, от стен музея «отчалила» необычная экспедиция. Известные таганрогские художницы Светлана Песецкая и Виктория Барвенко — участницы арт-группы «Флюксус», а также их коллеги, музыканты и артисты, пошли по центральным улицам Таганрога пропагандировать изобразительное искусство. И не как-нибудь! Свои картины они везли на тележках, которые покупатели используют для транспортировки продуктов в супермаркетах. Как объяснили участники этой акции, они хотели бы таким нестандартным способом дать понять окружающим, что людям необходима не только материальная, но и духовная пища. Кстати, в это время такая же экспедиция под названием «Кочевой музей современного искусства» двигалась по Москве, и Таганрог 19 мая поддержал своих столичных коллег.

А в художественном музее продолжались интересные события. Взрослые послушно ходили за экскурсоводами, которые рассказывали им невероятные истории о картинах музея. Например, об одном из полотен Поленова, которое чуть не попало на знаменитый «Титаник» и не оказалось на дне Атлантического океана. А дети на «Островке детства» трудились не покладая рук, впрочем, с большой увлеченностью. Сотрудники музея прочитали им отрывок из чеховской «Каштанки» и предложили создать скульптурные изображения зверушек — из воздушных шаров. А еще можно было пройти по музею, узнать много нового о картинах, а затем отгадать несколько замысловатых загадок про эти произведения и получить призы. Кто-то раскрашивал контурные открытки скульптурного дворика, а кто-то рисовал на асфальте.

В атмосфере наплывающего вечера звучала живая камерная музыка — играл ансамбль, составленный из преподавателей музыкального учебного заведения. На город спустилась ночь, и пришла очередь саксофониста играть неувядающий джаз. Люди просто сидели, слушали музыку, наслаждались прохладой и отдыхом в окружении произведений искусства. В это время в залах музея началось самое интересное. Обычный свет погасили, и картины неожиданно появлялись из мрака в лучах обычных ручных фонариков. Посетители в восторге: в таком ракурсе видеть искусство им еще не приходилось.