Вот так, почти по Михалкову, называется выставка в Таганрогском музее градостроительства и быта. Она открылась вчера. Накануне открытия экспонаты осмотрел корреспондент «Нашего времени».

Модели трамвайных вагонов всего мира — на выставке их 104. От лондонских двухэтажных до привычных глазу советского человека «татр».

Хозяин трамвайного парка в миниатюре — главный редактор издательского дома «Железнодорожное дело» (Москва) Андрей Мясников. Его коллекция моделей трамваев насчитывает двести экземпляров. Мясников уверен: трамвай — транспорт не прошлого, а будущего. Надо, чтобы он становился современным, экологически чистым, скоростным.

– Говорят: трамвай мешает автомобильному движению. Да наоборот все, — считает Мясников. — Если автомобильное движение мешать не будет, тогда трамвай станет быстрым, уютным, удобным.

 

Андрей Мясников — автомобилист. Просто трамваи любит. Вот и экспозицию электротранспорта в миниатюре он доставил из Москвы на своем авто. Единственным пассажиром (кроме коробок с моделями) стал москвич Роман Мишин. Родившийся и выросший в Таганроге, Роман хорошо помнит трамвайные маршруты. Он легко подтвердит: за последние три десятка лет маршрутная сеть таганрогского трамвая осталась прежней. В то время как в других городах страны она уменьшилась.

– В таганрогском трамвайном депо есть уникальные вагоны, — рассказывает Роман. — Их бортовые номера с 347 по 349. Это досерийные трамваи КТМ8. В серию они пошли с некоторыми изменениями. Досерийные попали в Таганрог. Таких, как здесь, практически больше нет…

Таганрогскому трамваю в ноябре этого года — 80 лет. Его историю наглядно покажет выставка в музее градостроительства и быта «Шел трамвай девятый номер…». Именно девятый, а не как у Михалкова, десятый. «Десятка» в Таганроге никогда не ходила. Да и потом, нынешний девятый маршрут во многом копирует схему движения самого первого трамвайного маршрута в Таганроге. В этом особый смысл названия выставки.

Она продлится до осени. В экспозиции не только модели трамваев. О прошлом самого распространенного на родине Чехова вида городского транспорта напомнит касса-копилка. Это громоздкое чудо «выдавало» билеты пассажирам трамваев до середины 1980-х. Пришедшие на смену компостеры также представлены на выставке. Равно как документы и форма сотрудников городского электротранспорта.

Небольшая диорама, привезенная московским коллекционером Мясниковым, даст представление о провинциальном трамвае 1920-1940-х годов. На ней показаны вагоны серии Х плюс М. Такие ходили только в небольших городах, в столицах их не видели…

Молодой моделист из Таганрога Сергей Максимов сделал из картона очень наглядные модели трамваев как таганрогских, так и ростовских маршрутов. Ростовчане, например, с легкостью узнают вагончик маршрута № 7. Он, как и другие, будет представлен на выставке.

В миниатюре посетители увидят и сам музей градостроительства и быта, в котором проходит экспозиция. Макет музея из оргстекла и пластика Роман Мишин делал с октября прошлого года по апрель нынешнего. Мимо игрушечного музея на выставочном стенде проносится трамвай бельгийской сборки.

– Мы хотим, чтобы такие современные трамваи появлялись на улицах российских городов, — рассказывает Роман. Он, как и Андрей, уверен: трамвайные рельсы со счетов будущего убирать рановато…