Что мы знаем об истории родного края? Большинство из нас — совсем немногое. Что-то проходили в школе. Что-то слышали из уст дедов и прадедов. А она, эта история, окутанная былинами и легендами, лежит иногда буквально под нашими ногами. И топчем мы ее, разрушаем по своей и чужой вине, практически не задумываясь о катастрофических последствиях своих необдуманных действий.
Очень хочется побывать на месте Кагальницкого городка, где пленили Стеньку Разина,
Я тогда работала главным редактором Константиновской районной газеты. Мы несколько раз писали на страницах районки об уникальных местах, связанных с жизнью мятежного донского атамана. Но, как оказалось, мало кто из константиновцев
За суетой журналистских будней я постепенно стала забывать о нашем разговоре с Виктором. И вдруг опять голос в телефонной трубке: «Ну что, покажешь городок? Мы вместе с Черкасовым хотим там побывать». Это уже редактор районки из станицы Романовской Валерий Пестракович напомнил
Покажу, отвечаю коллеге. Приезжайте!
Дед Терентий
Звоню местному краеведу и давнему другу Константину Ткачеву, зная о его увлечениях разинской тематикой. Костя, будучи в отпуске, с удовольствием соглашается сопровождать нас по заповедным местам.
Надо обязательно взять с собой Ивана Сидоровича Терентьева, говорит Константин. Это краевед из хутора Кастырского. Он нам столько интересного может рассказать и о Разине, и о его городке!
И вот мы вчетвером стоим у калитки подворья деда Терентия, как называют Ивана Сидоровича хуторяне. Он сначала тушуется перед журналистской братией, но уже через несколько минут нет и следа от этого замешательства.
А знаете, что хутор Кастырский разинцы основали? А откуда пошло название нашего хутора, можете сказать? А историю Всевеликого Войска Донского Петра Краснова читали? сыплет вопросами дед Терентий. И уже трудно понять, кто у кого берет теперь интервью.
Иван Сидорович тащит из флигеля книги об истории казачества, старые пожелтевшие фотографии, на которых застыли люди в казачьей форме, вырезки из газет со статьями о прототипе Гришки Мелехова и о многом другом, что может поведать о белом и красном движении на Дону. Не зря говорили о деде Терентии как о ходячей энциклопедии, думаю я. Слушать его не переслушать.
Иван Сидорович, обращается к мужчине Черкасов, а сколько от вашего дома до Кагальницкого городка километров будет?
Около восьми, наверное, говорит Терентьев. И предупреждает, что дороги туда практически нет. Колдобины одни. На легковушке можно и застрять
По степному бездорожью мы отправляемся в путь. Наш экскурсовод то и дело просит остановить машины, чтобы показать то рукотворный канал, вырытый, по его словам, в те самые разинские времена; то бывшие русла рек и речушек, превращенные
Другой бугор нарекли Степашкиным. По преданию, на нем Стенька Разин свою думу думал. «У Дона надоест сидеть, говорит Иван Сидорович, вот и уходил Разин в степь, чтоб в тишине побыть да о людях подумать».
Третий Князевым величают. Слышали от стариков, что дружина самого славного князя Игоря в поход на речку Калку через эти места проходила.
Казачья вольница
Так не знаете, что обозначает слово «кастырить»? опять спрашивает нас дед Терентий.
Мы машем головами.
Быть вольными, царю не подчиняться, говорит Иван Сидорович. В эти места близ нынешних Кастырки и Куликовки и подались разинцы. На плотах по половодью перетащили деревянные срубы и основали Кастырку.
Красивая степь в этих местах. Раздольная, вся в высоких травах.
Мимо старой раскидистой вербы еле приметного ориентира лежит наш путь к легендарному Кагальницкому городку. Сюда, как следует из некоторых исторических хроник, осенью 1669 года Степан Разин со своими товарищами вернулся из персидского похода и остановился зимовать на острове, расположенном на Дону по пути от Кагальника к хутору Ведерникову, построив земляное городище.
В эти места разинцы пришли и после своего поражения. Здесь мятежный атаман был взят в плен, а городок разорен и сожжен дотла. Возможно, на этом острове, под густою вербой, как гласит дошедшая до наших дней легенда, зарыт и разинский клад, который начали искать с тех самых памятных времен. Есть в степи даже курган под названием Разрытый. Там тоже пытали счастья, по рассказам старожилов, кладоискатели. Только кувшин то ли с золотом, то ли с другими ценностями не удалось найти и до сего дня.
Перерыли
Ну вот, мы и до городка добрались, говорит дед Терентий приглушенным голосом.
Мы все выходим из машин и тоже
Шаг. Другой. Моя нога вдруг неожиданно проваливается в заросшую травой ямку.
Осторожно! нарушает тишину Иван Сидорович. Тут и ногу можно сломать, если не присматриваться. Посмотрите, сколько вокруг земли перерыто. Это черные копатели здесь похозяйничали.
Мы замечаем свежие и поросшие травой ямки. Их действительно очень много.
Говорят, что находили старинные монеты, украшения, рассказывает дед Терентий. Все это, конечно, кладоискатели не бросят, а вот черепки для них не представляют ценности. Только сердце кровью обливается, когда видишь такое варварское отношение к истории своей. Все вдоль и поперек перерыли.
Мы осторожно бродим по городку славного атамана Степана Тимофеевича, слушаем рассказы нашего добровольного гида деда Терентия, что слышал он еще мальчонкой от своих родственников и односельчан, любуемся донскими красотами.
Земля наша особая, с гордостью говорит Иван Сидорович. Куда ни глянь живая история.
А потом с горечью добавляет:
В другой стране давно бы сюда маршруты для туристов проложили. Деньги для улучшения сегодняшней жизни людей зарабатывали. Только надо, чтобы маклыки для этого лучше работали.
А маклыки это что? спросили мы у Терентьева.
Головы! ответил Иван Сидорович.