В Таганроге в очередной раз прошел кинофорум «На родине Чехова». Как всегда, при полных залах во время кинопоказов и при аншлагах на творческих встречах с актерами, режиссерами и сценаристами. Впрочем, как и во всяком деле, которое развивается и не стоит на месте, у таганрогского фестиваля киноискусства уже явно проявились «болезни роста».

Чеховские кинофорумы в Таганроге последние два-три года как-то зациклились на количественных показателях. Кажется, главной целью становятся рост числа площадок для просмотра и количество демонстрируемых фильмов. И эти результаты действительно впечатляют: практически одновременно в шести залах за три дня показали несколько десятков лент.

Но за количественными данными новизна и драйв кинофорума «На родине Чехова» уже теряются. С некоторыми игровыми лентами, представленными в Таганроге в качестве свежих и новаторских, продвинутый зритель (а таких на таганрогском кинофоруме немало!) уже знаком. Например, не стал сенсацией показ «Елены» режиссера А. Звягинцева и «Мам» режиссера Е. Абызова. Хотя, если учитывать значительное количество пенсионеров среди посетителей сеансов кинофорума, то для них это действительно уникальная возможность бесплатно посмотреть нашумевшие киноленты.

Теперь об ожиданиях — они, к сожалению, почти не оправдались. «Елена», как ожидалось, должна была стать одним из главных событий. Эффект получился обратный: фильм произвел на публику гнетущее впечатление. Показана изнанка жизни, и ни одного просвета — наверное, о таких фильмах говорят: «Сплошная «чернуха». Сюжет обрывается, и нет ответа на вопрос, который пытается поставить режиссер. А главное, таганрогский зритель не принял эту картину как иллюстрацию своей повседневной жизни. После фильма можно было услышать такое: «Зачем они это нам показывают? Может, там у себя в столице они так и живут, а у нас по-другому».

Много надежд наш зритель возлагал на «Дирижера» П. Лунгина. Ждали нового религиозного откровения, на уровне «Острова», или апокалипсического и пугающего, в духе «Царя». Стилистически Лунгин оказался своеобразен, интересен. События духовно-нравственной жизни героев, происходящие на фоне святого города Иерусалима, развиваются с нарастанием тревоги и, кажется, ведут к какому-то страшному, но очищающему финалу. Вот только финал, увы, как-то смазан и неясен, а главное, в нем нет той силы, с которой уже с первых кадров разворачивается сюжет.

Хотели этого организаторы или нет, но VI кинофорум отчетливо показал противоречивость идейно-нравственного посыла нынешнего российского кинематографа. Ясно чувствуется: идет поиск нового языка, новой правды киноискусства, но этот поиск еще далеко не завершен. И, может быть, поэтому лучшими в нынешнем кинофоруме оказались фильмы, снятые известными режиссерами в старой доброй манере: например, «Поклонница» В. Мельникова. Фильм о платонической любви Чехова и одной из известных его почитательниц, как старое вино, захватывает неспешно и пьянит до известной границы, чтобы это состояние не перешло в пошлость.

И еще одно: по-моему, кинофоруму «На родине Чехова» уже пора становиться дискуссионной площадкой. Это в полной мере проявилось на творческой встрече с деятелем кино и поэтом Вадимом Жуком и автором текстов песен к знаменитым «Гардемаринам» Юрием Ряшенцевым. Было острое ощущение: именитые гости хотели что-то важное сказать, но как-то не решились, а зрители хотели спросить — но постеснялись. Из-за этого Жук и Ряшенцев вынуждены были идти по накатанной колее и веселить публику, которая, вообще говоря, ждала уже не этого.