Помните: от саксофона до ножа — один шаг? Эта фраза была очень популярна всего каких-нибудь 50 лет назад. За что советская пропаганда так невзлюбила этот безобидный духовой инструмент, сказать трудно. Скорее всего, за свободу от запретов, которую саксофон олицетворял. В стране, которая ходила строем, свобода импровизации была не в чести.

Ну а теперь, в XXI веке, в России джаз играют даже на детских утренниках, как и предсказывал бедолага-саксофонист из фильма «Стиляги». Да что там на утренниках! Недавно в Таганроге состарившийся бунтарь-саксофон зазвучал с новой силой среди классических картин в художественном музее. Музей осваивает новую форму работы — после 6 часов вечера, когда учреждения культуры обычно закрываются, здесь продолжается прием посетителей. Им предлагают что-нибудь нетипичное для музея. Например, на этот раз — сольный джазовый концерт молодого саксофониста Николая Третьякова. Музыкант в своем роде уникальный: с 10 лет он учился у своего деда играть на кларнете и саксофоне. Дед Николай Пантелеевич Сурков, известный в Таганроге музыкант и преподаватель, еще застал эпоху, когда за исполнение «Поезда на Чаттанугу» из американского фильма «Серенада Солнечной долины» могли выгнать из комсомола. А вот внук успешно освоил не только когда-то запрещенный саксофон, но и контрабас. Выпускник таганрогского музыкального училища, он работает сразу в двух популярных коллективах: выступает басистом в камерном оркестре Александра Гуревича и играет на саксе в джазовом оркестре своего учебного заведения.

В июне этого года Николай Третьяков, единственный из многих провинциальных музыкантов России, завоевал первое место в престижном конкурсе саксофонистов «Салют талантов». Конкурс проходил в Париже, где публика хорошо принимает и ценит джаз, не раз слышала выступления самых известных мировых профессионалов в этом жанре. Исполнением двух популярных хитов — «Мисти» и «Розовая пантера» — таганрожец покорил искушенного парижского зрителя. И вполне заслуженно стал победителем конкурса.

На этот раз, в четверг вечером в таганрогском художественном музее, Николай представил на суд слушателей собственные трактовки таких известных джазовых композиций, как «Мой путь» Фрэнка Синатры, «Хэлло, Долли!» Джерри Хермана, «Summertime» Джорджа Гершвина, «Бессаме Муччо» Консуэллы Веласкес и других инструментальных шедевров. Особенность музыкального вечера состояла не только в том, что в уютном дворике художественного музея звучал живой саксофон. Исполнение каждой композиции предварялось коротким, но содержательным рассказом о композиторах и мировых звездах, которые сочинили, спели или сыграли представленные на концерте произведения. Даже профессиональные музыканты, пришедшие послушать молодого саксофониста, по окончании концерта благодарили сотрудников музея за то, что узнали много нового о музыке, которая, казалось бы, всем давно знакома.