Путешествие по булгаковским местам Москвы — едва ли не самое популярное среди туристов и москвичей. Причем одинаково горячий интерес почитатели таланта Булгакова проявляют и к адресам, где в разные годы проживал сам писатель, и к местам, которые, возможно, имел в виду, описывая своих героев.
Фото/Видео: Елена Слепцова
Потому, если вы любите творчество Булгакова и Москву, самое время в новогодние каникулы совершить путешествие по булгаковским местам. В Ростове он до сих пор остается самым загадочным русским писателем. Если, конечно, не считать Гоголя, которого сам Михаил Афанасьевич почитал более других авторов и у которого учился
Если начать с конца кладбища при Новодевичьем монастыре, где нашел вечный покой писатель Булгаков, то удивит уже то обстоятельство, что его могилу венчает камень, некогда бывший надгробием у Гоголя. Речь идет о достаточно известной Голгофе так прозвали камень за его сходство с горой, где принял мучения Иешуа, что так подробно описано в «Мастере и Маргарите». Елена Сергеевна Булгакова, случайно обнаружившая эту гранитную глыбу в мастерской при кладбище и уговорившая рабочих счистить старую надпись и установить ее на могиле мужа, сказала потом с сознанием исполненного долга: «Если бы Миша знал, под каким камнем лежит, то был бы доволен». Сама она видела некую загадочную закономерность в том, что камень
Московское начало же было осенью 1921 года, когда измученный Булгаков приехал (а часть дороги прошел пешком) с юга в Москву и поселился в комнате коммунальной квартиры № 50 в доме по Большой Садовой, 10. Это сейчас все знают, где в столице находится тот самый дом №
Однако ко времени, когда здесь поселился Булгаков, в доме и следа не осталось от прежних обитателей, а расположилась рабочая коммуна. Соседями писателя по коммуналке оказались люди, которых можно легко опознать в героях его самых разных произведений: проститутка Дуся («Зойкина квартира»), клиенты которой часто путали дверь и ломились среди ночи к Булгакову; Анна Горячева, которую в округе называли «дура с Садовой» (в «Мастере и Маргарите»
Но если ни у кого нет сомнений, где именно «поселил» Булгаков Воланда и его свиту, то с домом Маргариты полная неясность. Одни считают, что это красивейший особняк в мавританском стиле по Спиридоновке, 17, построенный некогда для Саввы Морозова, где сегодня проходят блестящие приемы МИДа. Но сам писатель упоминает, что дом, где жила Маргарита, готический. Потому другой особняк на Остоженке, 21 смахивает на него гораздо больше. Правда, перед ним нет зеленого двора, со скамейки которого «нижний жилец» Николай Иванович любовался Маргаритой, готовой вылететь из окна трехстворчатого
Есть расхождения и по поводу «Грибоедова». Общепринято считать, что это здание литературного института им. Горького по Тверскому бульвару, 25, известное также как дом Герцена. На эту мысль наталкивает аналогия
Еще один интересный адрес Мансуровский переулок, 9. Удивительно, как в самом центре Москвы сохранился этот маленький деревянный и ничем не примечательный с виду домишко язык не поворачивается назвать его особнячком. Однако он прототип дома Мастера в известном романе. Булгаков хорошо знал его, поскольку здесь жили его друзья художник Сергей Топленинов и драматург Сергей Ермолинский, к которым он часто наведывался. Зимой здесь уютно потрескивала печь, весной в окна со двора заглядывала сирень. Подвал Мастера, по словам Ермолинского, был списан, что называется, с натуры. Наверное, этот дом в тихом центре Москвы можно отнести к «уходящим объектам», поскольку интерес он представляет только для любителей творчества Булгакова и государством не охраняется. Он обитаем, ворота наглухо закрыты слишком много желающих взглянуть на подвал Мастера. Однако в щель между домом и забором легко разглядеть мощеный двор уже без сирени и те самые окошки, куда шаловливо постукивала «туфлей, украшенной черным замшевым бантом», Маргарита. Возможно, обитатели дома ждут не дождутся, когда он будет выкуплен инвесторами и снесен, чтобы самим переселиться в более комфортное жилье. Так что, как говорится, спешите видеть
Стоит упомянуть еще несколько адресов. Варьетте, где выступал Воланд, в романе располагалось буквально в двух шагах от дома
Можно посетить Патриаршие пруды, события на которых вводят нас в роман «Мастер и Маргарита». Еще полюбоваться домом Пашкова. Это именно его, «одно из самых красивейших зданий Москвы», описывал Булгаков в сцене, когда с каменной террасы «высокого» дома Воланд осматривал город, «видный почти до самых краев». Легко вообразить, как невелика была Москва 30-х годов прошлого века и как мало в ней было высоких зданий.
Можно посетить и Нащокинский переулок, идущий параллельно Гоголевскому бульвару, где была последняя квартира Булгакова. Он долго ждал ее, специально для этого вступив в писательский кооператив. Но прожил в ней всего несколько лет
Есть в Москве еще одно место, не упомянутое ни в одной экскурсии по булгаковским местам. Однако именно тут можно воочию увидеть, как нежно обнимает Маргарита Мастера, укрыв его своим шелковым черным плащом влюбленные словно парят в воздухе А по соседству «буланую открытую машину» в натуральную величину, где на шоферском месте «черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами». Это скульптуры в садике мастерской скульптора Рукавишникова, что расположилась в тихом переулке Большая Молчановка позади Дома книги на Новом Арбате. Через решетчатый забор можно все хорошо рассмотреть и даже сфотографировать.
А еще удивиться тому, как долго творчество Булгакова держит в восхищении, заставляя нас разгадывать загадки, заданные писателем. Иначе чем можно объяснить тот неподдельный интерес, с которым тысячи людей бродят по улицам Москвы, пытаясь угадать: где жили, любили и страдали герои, существовавшие только в воображении писателя?