— Как только заходит речь о встрече Нового года по восточному календарю, все первым делом вспоминают про Китай. А ведь такой календарь в ходу и в соседней с нашей областью Калмыкии, — подумали в Ростовском областном музее изобразительных искусств и решили познакомить земляков с калмыцкими традициями этого праздника.

Началу программы предшествовало небольшое недоразумение. Некоторые посетители музея решили, что сейчас покажут, как проходит встреча Зула — калмыцкого Нового года. Другие говорили о том, что пришли посмотреть на Чуньцзе. На самом же деле свой древний новогодний праздник Зул калмыки отмечают 8 декабря. Потом большинство встречает еще и всемирный универсальный Новый год 1 января. А в эти дни в Калмыкии ликование в связи с  новолетием  по лунному календарю. Это – праздник Весны. В Китае его называют Чуньцзе, а в Калмыкии — Цаган Сар.

О Цаган Сар ростовчанам рассказывала научный сотрудник Национального музея Калмыкии в Элисте Виктория Убушиева. В последние годы подобные командировки по южно-российским городам для работников этого музея – не редкость.

—  Картошка с мясом! — удивлялись посетители, глядя на накрытый в музейном зале праздничный калмыцкий стол. Явно ожидали чего-то экзотического. А на нем, кроме отварной картошки  с крупными кусками говядины (говядина допускается, но предпочтение отдается баранине), были еще крупные извилистые пельмени, мучные борцоки, видом своим напоминающие одновременно и пончики, и бублики, конфеты и пиала с напитком молочного цвета.

—  Празднику Весны предшествует период очищения: медитации, наведение порядка в доме, — сообщила Виктория Убушиева. — В отличие от европейского Нового года в полночь за праздничным столом на этот раз  не собираются. Накануне праздника Весны хозяйка готовит все свои вкусности, а в сам этот день еще до рассвета ей надо приниматься за варку белого чая.

Это — не особый сорт. Для приготовления этого напитка используются чай черный и чай зеленый, лавровый лист и мускатный орех. Прежде туда добавляли еще и бараньи выжарки, но сейчас их чаще заменяют топленым маслом. И – обязательный компонент – натуральное молоко.

Прежде чашу белого чая — только что с огня — хозяйка должна была на рассвете передать хозяину. Тому следовало взять эту чашу  правой рукой, правой ногой переступить порог своего дома и окропить белым чаем за порогом. Это было приношение Белому старцу – хозяину степи. Ведь праздник Весны открывал период перегона скота на новые пастбища, и традиционным приветствием в этот день была фраза: «Благополучно ли вы вышли из зимы?»

А связками борцоков, надетыми на белую нитку, по сей день принято одаривать родню и соседей. Я поинтересовалась, почему нитка – белая, если годы по лунному календарю почти всегда – цветные, а  нынешний носит название Черной Змеи? Или, может, в Калмыкии – другая система?

—  У нас, как и в Китае, встречают год Черной Змеи, — сказала Виктория Викторовна. — Однако у калмыков издревле особое отношение к белому цвету.  Даже одно из пожеланий удачи звучит у нас так: «Белой дороги вам во всех ваших помыслах».

Кстати, Цаган Сар и означает в переводе на русский язык — «белый месяц». Кому бы ни был посвящен новый лунный год, какое бы название ни носил, но праздник Весны всегда означает в Калмыкии наступление Цаган Сар — белого месяца.