Рассказывают, что после выхода на телеэкраны сериала «Великолепный век» возросло количество туристов, в том числе российских, желающих посетить в Стамбуле музей турецкого и исламского искусства. Причем главная причина не в проснувшемся вдруг стремлении к прекрасному, а в том, что в XVI веке здание, в котором располагается ныне этот музей, было дворцом Ибрагима-паши, одного из самых заметных персонажей «Великолепного века».
Фото/Видео: Алексей Захаров
«СЧАСТЬЯ БАЛОВЕНЬ безродный, полудержавный властелин» — это пушкинское определение, данное всемогущему Меньшикову, сподвижнику нашего царя Петра, вполне подошло бы и
Как такое было возможно? У каждого визиря – своя история. Ибрагима купила у пиратов состоятельная вдова, дала ему хорошее образование. Было это в Манисе, куда время спустя прибыл наместником наследный принц Сулейман. Однажды он услышал игру Ибрагима на скрипке и был очарован. Молодые люди (а Сулейман и Ибрагим были ровесники) познакомились и понравились друг другу. Вдова даровала Ибрагиму свободу, а Сулейман, от природы недоверчивый и замкнутый, проникся к нему таким расположением, что порой сутками не отпускал от себя. Они вместе охотились и совершенствовались в искусстве фехтования, вели бесконечные беседы о философии, государственном устройстве, поэзии.
Когда Сулейман взошел на престол, Ибрагим стал его сокольничим, потом – хранителем султанских покоев, а вскоре и визирем.
Есть версия, что и на Хатидже, сестре Сулеймана,
ОДНИМ из прозвищ
Наверное, этот сериал в России смотрели бы с иными чувствами, если бы русское воинство сошлось с полчищами под предводительством
Характер этих отношений наши историки оценивают
Что бы все это значило? Существует версия, будто Скиндер был засланным греческим казачком при султанском дворе.
Сам, на свой страх и риск вел Скиндер эту игру или выполнял задание своего шефа — великого визиря, грека
ДРУГУЮ ЗАГАДКУ задает уже сам сериал: почему
Надо сказать, что подобную загадку задал еще один из венценосных предшественников Сулеймана Мехмед Фатих. Во время переговоров с венецианской делегацией он неожиданно для всех пожелал, чтобы в Стамбул направили хорошего тамошнего художника. Венецианцы командировали к турецкому султану Джентиле Беллини, расписавшего центральный зал во Дворце дождей. Но в Стамбуле ему поручили не только расписывать султанские покои, но и сделать портрет Повелителя! Это при том, что изображения в реалистичной манере, а именно так и работал Беллини, ислам как минимум не приветствует.
Вероятно, у султана взяло верх желание сохранить свой облик для потомков. А чем объяснить поступки
Поверенным тайн
С тех пор, как дворец
ЕСЛИ ВЫ предпочитаете не знать заранее, как окончил свои
Стала ли смерть Ибрагима результатом очередной интриги
Говорят, будто по Турции теперь гуляет версия,
Среди грехов Ибрагима, поставивших его на край пропасти, называют огромные растраты, совершенные под прикрытием нужд военного похода на Багдад, стремление, не считаясь с мнением султана, изменить курс внешней политики Османской империи и т.д.
Однако чаще гибель
Челяби приговорили к смерти. В последние свои часы он написал Сулейману письмо, в котором клялся в невиновности и утверждал, что стал жертвой коварного великого визиря, человека, опасного для султана и всей империи. И Сулейман поверил.
Великий визирь был большой гордец. Ни просить о милости, ни спасаться бегством не захотел.
При этом они продолжали с Сулейманом беседовать о делах, а однажды султан позвал его поужинать вместе и предложил переночевать у него, как во времена их юности. Когда же Ибрагим уснул, его, по знаку Сулеймана, задушили. Но рассказывают еще и так, что Ибрагим предчувствовал неладное, он не пожелал, чтобы его прикончили, как ягненка, и сопротивлялся до конца.
Утром труп великого визиря нашли у ворот гарема. Как упокоили останки великого визиря — достоверно неизвестно. Самая красивая версия такова: мертвого пашу положили на лошадь, покрытую черной попоной, и она отвезла его в монастырь дервишей. Там Ибрагима и похоронили, не обозначив места могилы.
«От Ибрагима не осталось ничего, даже его любимых зеркал. Хатиджа не захотела взять ни одного, ибо каждое из них как бы хранило в своих глубинах бледное отражение того, кто опозорил ее царский род» — это финал истории Ибрагима, каким его увидел Павло Загребельный, автор романа «Роксолана».
А вот в память
Ибрагим был единственным другом Сулеймана, султан не смог вырвать его из своего сердца. Еще и годы спустя он слагал стихи о дружбе, вдохновляясь воспоминаниями о днях своей юности, когда это чувство изведал.