«На «Лес» пойдешь — на «Гамлета» попадешь» — таким мог быть шуточный слоган к премьерному спектаклю, поставленному в Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького по одной из самых популярных пьес Островского.
Эту пьесу выбрал для своей театральной афиши еще худрук театра Николай Сорокин. Он не сомневался в том, что центральную женскую роль помещицы Гурмыжской, обаятельной лицемерки, старой барыни, влюбившейся по уши в недоучку-гимназиста, исполнит с блеском народная артистка России Татьяна Шкрабак.
Каким в целом представлялся этот «Лес» Сорокину, можно только догадываться. Режиссер постановки Богдан Петканин (Болгария) наполнил комизмом даже те сцены и характеры, которые традиционно решались в ином ключе.
В образе племянника Гурмыжской, провинциального актера-трагика Несчастливцева, обычно сильна драматическая нота: дворянин, порвавший ради служения театру со своим кругом. Пусть жизнь его полна лишений, и нет крыши над головой, зато не промотал истинных духовных сокровищ… Сколько величия в нем, когда грозным словом и взглядом он заставляет хитрована Восмибратова сполна заплатить Гурмыжской за купленный у нее лес, с какой благородной горечью обличает Несчастливцев в финале тот лес, в котором богатые старухи выходят замуж за гимназистов, а девушке с чистой душой, влюбленной искренне и страстно, но бедной, нет иной дороги, как в омут…
В прочтении Петканина Несчастливцев — другой (и, надо сказать, что ряд реплик в этой пьесе и в самом деле дает возможность нарисовать его портрет иначе). Этот Несчастливцев — лев лишь в собственном воображении. Не факт, что с большим талантом. Возможно, он достиг уже той черты, когда из трагиков пора «переквалифицироваться» в комиков, а там уж и до суфлеров недалеко… Но у этого битого жизнью скитальца по городам и весям такая душа, что последнее, что имеет, отдаст без сожаления ради чужого счастья. Причем без малейшего пафоса. У него и самозабвенная любовь к театру – без пафоса. Это – необоримая тяга, чувство естественное, как дыхание.
Для Андрея Ребенкова, исполнителя этой роли, Несчастливцев и пафос — соединение невозможное. Его Несчастливцев — неправильный, как большинство актеров, людей богемы, а к тому же — бессеребренник, что среди провинциальной актерской братии и ныне не редкость.
Богдан Петканин позволил себе в отношении авторского текста некоторые вольности, но нравственные ориентиры Островского и его сатирические посылы остались неизменны.
Завершается спектакль неожиданно. Тайна Несчастливцева раскрыта, Гурмыжская узнает, что ее племянник — вовсе не военный в чине, а всего лишь актеришка, он едва ли не изгнан из ее дома, но говорит, что не может покинуть тетушку, и теперь уже точно навсегда, без сюрприза. Что ж за сюрприз у него? Теткина дворня, которую Несчастливцев успел каким-то чудом увлечь театром, разыгрывает перед Гурмыжской и ее гостями «Гамлета». И такого «Гамлета» не только тетушкины гости, но и наши зрители никогда еще не видали…
«Лес» — вторая пьеса Островского, которую Богдан Петканин поставил в ростовском драмтеатре. Прежде нее было «Доходное место». Бог троицу любит?
Если в театре и есть такие планы, то не на завтрашний день. Сейчас Петканина попросили выпустить восемнадцатую уже серию «фирменного» новогоднего шоу «Брызги шампанского» — любимого детища Николая Сорокина. Называться она будет «Подкова на счастье». Премьера этой «елочки для взрослых» — 21 декабря. Дальше нон-стопом до самого Нового года и на новогодних каникулах.