Вчера отмечался Международный день памяти жертв холокоста. Казалось бы, Ростов, где во время войны фашисты целенаправленно уничтожили несколько десятков тысяч евреев, имеет право на памятник этому страшному событию. Он и был — до недавнего времени…
Фото/Видео: Елена Слепцова
Пишем– переписываем
Произошло это после того, как прозвучало предложение восстановить историческую справедливость, поскольку в Змиевской балке фашисты расстреливали не только евреев, но и людей других национальностей. Предлагалось убрать с доски слово «евреи», заменив его на слова «мирные граждане и советские военнопленные», от слова «холокост» решено было вообще отказаться. Эта инициатива ростовской мэрии вызвала возражения многих правозащитников и ряда международных организаций, зарубежных еврейских общин — в том числе. Последние напоминали, что в СССР было всего два места массового расстрела евреев: одно из них — Бабий Яр под Киевом, второе — ростовская Змиевская балка. Тем не менее старую доску со стены мемориала сняли, переместили в музей, заменив ее новой.
Спор вокруг текста второй доски стал предметом судебного разбирательства. Суд встал на сторону ростовской городской администрации. Неизвестно, как долго бы продолжался скандал, перешедший в плоскость международного, если бы в мэрии не пришли к решению, которое устроило всех — установить новую доску, третью по счету, в тексте которой среди жертв фашизма упоминались бы и евреи.
По мнению председателя ростовского отделения ВООПиК Александра Кожина, право на существование имеют и первая доска, и вторая, поскольку в Змиевской балке встретили смерть не только одни евреи, но и люди самых разных национальностей. Здесь во время второй оккупации Ростова фашисты расстреливали многих — выявленных коммунистов и подпольщиков, цыган и гомосексуалистов, душевнобольных и просто случайных людей из числа мирных жителей. Здесь же они хоронили своих союзников–румын, умерших в госпиталях. Первыми же жертвами Змиевки стали 300 наших военнопленных, которые под дулами автоматов сначала копали рвы, а потом были расстреляны.
Два страшных дня
Но самым жутким стало то, что случилось в Змиевской балке 11 и 12 августа 1942 года. Это была акция по зачистке Ростова от евреев, поражающая целенаправленностью и продуманностью, жестокостью и цинизмом. Евреев заранее предупредили, что желая оградить их от случаев антисемитизма, имевших место в Ростове, их переселят в другие места. Им было велено прийти с ключами от квартир, документами, ценными и носильными вещами к сборным пунктам, которых в Ростове было шесть. Многие поверили и собрались — у нынешнего здания консерватории, у музея изобразительных искусств на Пушкинской, у школы № 39. Еще были пункты на улице Станиславского и в Нахичевани — на углу Мурлычевской и 20–й линии.
Младших детей сразу отделили от матерей для немедленного уничтожения — от детей всегда столько хлопот, знали по опыту практичные исполнители акции. Немецкие врачи смазывали им губы смертельным быстродействующим ядом. Часть собравшихся погрузили в «душегубки» — в Змиевку были доставлены уже их трупы. Основную же массу евреев выстроили в колонны и пешком отправили в неблизкую – за чертой города — Змиевскую балку.
Фашисты прекрасно понимали, что задуманная акция — преступление, потому постарались максимально засекретить ее: они не только расстреляли ненужных свидетелей, военнопленных, копавших рвы, но и велели жителям окрестностей Змиевки покинуть свои дома на два дня, под видом проведения там «специальных работ». Однако любопытные мальчишки бегали туда, интересуясь секретной операцией, и стали свидетелями ужасающих сцен. Бойня длилась два дня без перерыва. Расстреливали и закапывали тела евреев добровольные помощники фашистов из числа полицаев и мирных жителей. О Змиевской балке среди ростовчан многие годы ходили страшные пугающие слухи, но всей правды не знал никто.
Рассекреченные цифры
Долгое время в стране предпочитали не вспоминать о потерях войны, архивы были засекречены. Лишь в 1966 году ситуация коренным образом изменилась. Первый военный парад, книга Смирнова «Брестская крепость», лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто», Вечный огонь у памятника Неизвестному солдату, отряды следопытов, разыскивающих места захоронения жертв
войны, внимание к ветеранам — все это было заложено в середине шестидесятых. Тогда же стали праздновать День победы.
В Ростове, так сильно пострадавшем во время войны, отреагировали на ветер перемен — уже в 1972 году в Змиевской балке, где прежде стоял скромный обелиск, был открыт мемориал жертвам фашизма (слово «евреи» в те годы предпочитали не произносить). Только в перестроечные времена, когда стали открываться архивы, обнаружились страшные подробности оккупационных дел. Среди прочих документов нашелся и тот, в котором Молотов лично вычеркнул слово «евреи», заменив их словами «мирные жители», когда речь зашла о ростовских жертвах Змиевки.
Сколько людей погибли в балке, точно мы уже не узнаем, поскольку цифры очень разнятся. Когда в феврале 43–го Ростов освободили от немцев, была создана специальная комиссия по расследованию злодеяний фашистов. По приблизительным подсчетам выходило, что немцы расстреляли в Змиевке за два дня 27 тысяч евреев. А в 2001 году, когда архитектор Любовь Волошинова готовила паспорт для мемориала, в архивах всплыла другая цифра — 32 тысячи евреев.
Но стоит ли спорить об этом сегодня? Бесспорен тот факт, что в отношении евреев имел место откровенный геноцид. Очевидно и то, что множество тех, кто навсегда остался лежать в Змиевской балке, никогда не были евреями.
Куда отправится ростовский раритет?
В морозное январское утро вместе с Александром Кожиным приезжаем в Змиевскую балку. Монумент жертвам четким силуэтом выделяется на фоне поздно встающего зимнего солнца. Жесткая трава покрыта инеем. Все внимание приковывает к себе чаша мемориала. И мало кто знает, что главные захоронения находятся как раз по другую сторону шоссе, пробегающего рядом, там, где близко к дороге подступает небольшая рощица. Никто не посягает на эту землю, не пытаясь вырубить деревья и начать очередное строительство, как это любят в Ростове. Что это — интуиция или память? А ведь захоронения тут никак не обозначены…
Кожин приехал снять со стены музея памятную доску, ту самую, со словами «евреи» и «холокост». Доска находится на балансе ВООПиК. В свое время она была заказана обществом охраны памятников и изготовлена при участии еврейской общины. Вскоре на стене мемориала появится третья по счету — за последние три года — доска.
Что же будет с ростовским раритетом тех времен, когда ростовская Змиевка считалась крупнейшим памятником холокоста в России?
По словам Кожина, есть два места, где ее готовы принять. Это — экспозиция музея толерантности в Москве и музейный комплекс «Яд Вашем» в Иерусалиме. В одном из них она наверняка пригодится больше, чем в Ростове.