В Таганроге открылась выставка из собрания Третьяковской галереи. Событие готовилось, как спецоперация.


 Для перевозки пятидесяти не имеющих цены картин потребовался особый термостатический фургон, в котором поддерживалась постоянная температура 19-20 градусов. В Таганрогском художественном музее, который ограничен в площадях, пришлось демонтировать постоянную выставку в четырех экспозиционных залах. Незадолго до того, как в Москве приняли решение о выдвижении «ограниченного контингента» живописи в Таганрог, были изучены и тщательно проверены климатические особенности местного музея. Для 15 картин специально к этой поездке были заказаны особые антибликовые стекла. И, наконец, самое главное: специально для Таганрога был разработан особый тематический проект под названием «Городской романс».
город_романс1.jpg

Картины из Третьяковки, приехавшие в Таганрог, объединяет идея музыкальности. Некоторые произведения, как, например, портреты знаменитых композиторов и певцов, раскрывают эту тематику, что называется, в лоб. Другие — лишь относительно, косвенно: это бытовые уличные сценки, в центре которых музыканты и шарманщики, или произведения, написанные на темы русских романсов. Или, наконец, российские пейзажи, натюрморты, портреты в интерьерах, которые, по ощущению создателей этой выставки, навевают некую мелодику, проникнуты духом музыкальности.

Эти 50 работ из Третьяковки охватывают период от начала XIX до начала XX века и представляют в развитии творчество таких мастеров русской живописи, как Тропинин, Хруцкий, Крамской, Маковский и многие другие. Есть даже замечательные работы авторов, имена которых, к сожалению, неизвестны. То, что для столь уникального живописного «десанта» выбран именно Таганрог, а не какой-нибудь другой город (заявок в Третьяковке на выездные выставки — много!) — не случайность, а закономерность. Как сообщила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева, специально приехавшая в Таганрог на открытие выставки 29 августа, залы Таганрогского художественного музея удивительным образом подходят по своей энергетике именно для данного проекта. А главный хранитель Третьяковки Татьяна Городкова особо отметила, что, на ее взгляд, картины из Москвы каким-то удивительным образом органично вписались в интерьеры «Малой Третьяковки» (так специалисты между собой называют Таганрогский художественный музей). И, в общем, эти оценки не далеки от истины: есть ощущение, что таганрогское собрание русской живописной классики не перенесено временно в фонды, а осталось на своем месте. Настолько и по внутреннему содержанию, и даже по местам, выбранным для размещения, дух «Городского романса» гармонирует с постоянной таганрогской экспозицией. И все-таки выставка из Третьяковки — это во многом другое, чем то, что постоянные посетители таганрогского музея привыкли видеть. Кажется, здесь витает дух самого коллекционера и мецената Третьякова, и это дух демократизма, который противостоит духу музейной официозности.

Остается добавить, что выставка из Третьяковки мгновенно вызвала ажиотаж. Посетители идут нескончаемым потоком, потому что одно дело — посмотреть коллекцию Третьяковки в интернете, и совсем другое — увидеть шедевры в подлиннике. Значение выставки подчеркнуто и тем фактом, что специально к ней выпущен эксклюзивный каталог, изобилующий интересной и подробной информацией о представленных в экспозиции картинах. Да, и еще одно: «Городской романс», как некий духовный фантом, просуществует короткое время, и только в Таганроге. Выставка с подобной тематикой уже не появится больше ни в каком другом городе. Если Третьяковка и поедет еще куда-нибудь, то уже с другими картинами и на совершенно другую тему. Так что спешите видеть!