Семейные архивы – удивительная вещь. Иногда благодаря им совершаются неожиданные открытия 

Американка Патрисия Энгел (на снимке слева) рассказывает о том, как обнаружила в своем семейном архиве бесценную коллекцию.

Это и произошло с американкой Патрисией Энгел, проживающей в городе Норуолк штата Коннектикут. Разбирая архив, оставшийся после смерти матери, она обнаружила больше сотни старинных фотографий и рисунков. На них, как ей удалось выяснить, запечатлены и изображены Ахиллес Николаевич Алфераки, члены его семьи и люди из его окружения. Для любого жителя Таганрога фамилия Алфераки говорит о многом: в 1880-1888 годах Ахиллес Алфераки был городским головой, по его инициативе был создан музей истории Таганрога, и сегодня роскошный дворец, некогда принадлежавший семье Алфераки – это самая яркая жемчужина, украшающая чеховский музейный комплекс.

Как оказалась столь ценная с исторической точки зрения коллекция в далеком штате Коннектикут? Сама Патрисия Энгел вспоминает: ее мать не раз говорила, что Ахиллес Николаевич Алфераки приходился ей двоюродным дядей. А родственные связи у них – по линии древнего итальянского рода Де Боттари. В связи с чем обнаруженное собрание рисунков и фотографий уже окрестили «коллекцией Де Боттари». А дальше, как и положено в нашу эпоху, в дело включилась Всемирная Паутина. Патрисия Энгел ввела фамилию Алфераки в поисковую систему и вышла на англоязычный портал Таганрога. Здесь и узнала о таганрогском периоде жизни семьи Алфераки, увидела фотографии знаменитого дворца. Затем завязалась переписка с таганрогскими историками, музейщиками, сотрудниками городской администрации. И вот, через два года, Патрисия Энгел сама приехала в Таганрог. Для того, чтобы передать в дар историко-краеведческому музею коллекцию Де Боттари. Свой поступок она объяснила так:

Фотографии и рисунки из коллекции Де Боттари.– Я узнала, сколь высокую ценность представляют эти фотографии и рисунки, и решила – они должны вернуться в Россию.

Надо сказать, что для Патрисии это было смелое решение. Житель глубокой американской провинции, она никогда не выезжала за рубеж. Но таганрожцы оказали ей всю возможную помощь. К делу подключились представители таганрогского бизнеса, городская администрация, музейщики. И визит состоялся. Начался он с Москвы. Как утверждает г-жа Энгел, столица России произвела на нее потрясающее впечатление:

– Не знаю даже, с чем сравнить. Наверное, Москва похожа на праздничный торт.

– А Таганрог? – ревниво поинтересовалась принимающая сторона.

– А Таганрог – это вишенка на торте!

Церемония передачи коллекции была обставлена весьма торжественно. Пригласили камерный муниципальный оркестр, в зале дворца Алфераки собралась публика. На обозрение были выставлены рисунки и фотографии из коллекции Де Боттари, вернувшейся в Таганрог. Как сказала старший научный сотрудник таганрогского музея-заповедника Алла Цимбал, событие имеет символический смысл: оно произошло накануне 170-летия Ахиллеса Алфераки. И теперь Ахиллес Николаевич – через сотню с лишним лет – как бы вернулся в родной город.

Остается добавить, что в коллекции, переданной в дар Таганрогу, более 160 фотографий и не менее 50 рисунков, которые представляют собой дружеские шаржи на членов семьи и друзей рода Алфераки. Предстоит большая и интересная исследовательская работа. Музейщики уверены, что она принесет немало сюрпризов и, возможно, сенсационных открытий.