В Таганроге открылась выставка «Авангард. XX век». Это второй совместный проект Таганрогского художественного музея и Санкт-Петербургского «Арт-центра» 

В Таганрогском художественном музее представили выставку «Авангард. XX век».

Первый был посвящен творчеству Пабло Пикассо и прошел с большим успехом. На нынешней выставке авангарда представлены 50 работ. Есть громкие имена: Сальвадор Дали, Марк Шагал, Василий Кандинский, Бернард Бюффе. Но не менее интересны и картины малоизвестных художников из Германии, Италии, Швеции, Японии и даже Вьетнама.

Об авангарде чаще всего пишут с восторгом. Или, что теперь происходит реже, отрицают его полностью. В случае с таганрогской экспозицией возможен третий подход – без лишних восторгов попытаться понять. Прямолинейность, как в случае с художественной классикой, не помогает. Сквозь смешение красок, причудливые геометрические фигуры и зашифрованные образы смысл проступает, если включить подсознание. На это авангард и рассчитан – его надо воспринимать сначала чувствами, а потом из них выстраивать реальность. И никогда заранее не знаешь, это реальность художника или та, которую в пространстве картины ты создал сам. Именно такие ассоциации возникают, когда подолгу рассматриваешь странную геометрию представленных на выставке картин. Она сначала статична, но через некоторое время начинает вращаться, и ты со страхом ощущаешь, как это движение засасывает куда-то вглубь картины. Лучше оторвать взгляд, а то можешь вдруг обнаружить, что ты уже в другом пространстве-времени.

В экспозиции выставлено 50 работ авангардистов со всего мира.Для тех, кто мало знаком с этим жанром живописи, на таганрогской выставке рекомендую посмотреть картины бельгийца Рене Магритта. Весьма известный художник, его стиль называют мистическим авангардом. На мой взгляд, его картины отлично подошли бы, например, для оформления дисков таких рок-групп, как Пинк Флойд или Джетро Талл. Чего стоит, например, фигура человека в шляпе-котелке, возможно, финансиста или бизнесмена, дважды повторенная на фоне океана и шторы! В одном случае он просто пустое место, дырка в пространстве, в другом – заслоняет, подавляет собой вечную и прекрасную стихию воды и неба.

Разумеется, стоит подойти к Дали, Кандинскому и Шагалу, но скорее для того, чтобы впоследствии, если спросят, слышал ли ты эти имена, с гордостью сказать: не только слышал, но и видел их работы! Мэтры на выставке в Таганроге представлены не самыми выдающимися своими картинами, хотя для понимания стиля ознакомиться с ними полезно. Из «загадочных геометров» хороши многие, как, например, Абрам Лассоу из США. Тут что-то вроде «Черного квадрата», но с причудливыми белыми лабиринтами. Явная альтернатива полной безысходности Малевича, намек на выход, хотя и крайне запутанный.

И напоследок: все когда-нибудь становится обыденным. Авангард шокировал в начале XX века. Сегодня это, скорее, классика. Как, например, джаз. Скандал закончился: саксофоны уже не приравниваются к холодному оружию, картины авангардистов не давят бульдозером. Видимо, даже последние ретрограды уже осознали, что ни те, ни другие не опасны.