Почему город, которому меньше 1000 лет, считают частью Боспорского царства

Коллекционер Иван НЕКРАСОВ стал соавтором необычной выставки и провел по ней первую экскурсию.

Эта новость взбудоражила социальные сети.

Поводом к дискуссиям любителей родной донской истории послужило открытие в Азовском музее-заповеднике выставки «В добрый час!». 

Эта выставка – рассказ о жизни людей в античные времена через сюжеты, запечатленные на парадной (преимущественно – чернолаковой) керамической посуде. Споры вызвала не посуда, а тот факт, что выставка состоялась в рамках межрегионального туристического проекта «Золотое кольцо Боспорского царства».

Азовское осадное сидение, Азовские походы молодого царя Петра, средневековый золотоордынский город Азак, раскинувшийся на территории нынешнего Азова, – это привычные слова и ассоциации. Но вот фраза «Азов античный» сегодня воспринимается как дискуссионная. Есть современники, которым не дает покоя вопрос: почему Азов, которому, даже согласно дате, указанной на въезде в город, меньше тысячи лет, может считаться частью Боспорского царства?

– На месте нынешнего Азова в первые века нашей эры существовало два городища: Паниардис и Патарва, – говорит автор выставки, старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника Надежда СУВОРОВА. – Оба входили в хору Танаиса (хора – это территория, объединяющая небольшие поселения и сельскохозяйственные угодья вокруг крупного древнегреческого города – М. К.). Тогда это были земли Боспорского царства.

В центре – реконструкция псиктера, который называют предшественником термоса.
В центре – реконструкция псиктера, который называют предшественником термоса.

На выставке «В добрый час» артефакты (древние сосуды и их фрагменты, найденные в разные годы донскими археологами) соседствуют в витринах с керамическими реконструкциями из коллекции предпринимателя Ивана НЕКРАСОВА.

Иван Михайлович – необычный коллекционер. Он сам примечает в каталогах, альбомах античного искусства изображения древнегреческих сосудов различных форм и назначения и заказывает их керамические копии современным мастерам. Так что на этой выставке посетители как бы видят еще и фрагменты экспозиций ведущих художественных собраний России и зарубежья. Кстати, есть здесь и подлинные артефакты из Эрмитажа. Эрмитаж передал их в дар Азовскому музею-заповеднику.

Реконструкция амфоры, хранящейся в Эрмитаже.
Реконструкция амфоры, хранящейся в Эрмитаже.

Иван Некрасов стал соавтором этой выставки и вместе с Надеждой Суворовой провел первую экскурсию. Она содержала обращенные к посетителям загадки на знание особенностей античной жизни. Ну например:

– Вот две вазы, изображающие древнегреческих спортсменов. Но почему на одной – довольно-таки упитанные мужики, а на другой – стройные молодые люди?

Посетители стали искать в этом различии какой-то художественный подтекст, а все оказалось проще пареной репы: упитанные – это борцы. Борьбой занимались люди определенной весовой категории. Борцам надо устоять под натиском соперника. Стройные – это пятиборцы. Пятиборье было спортом для древнегреческого юношества.

Или вот еще вопрос: 

– Почему такой популярный в самой Древней Греции сосуд, как кратер, для Дона – крайне редкая археологическая находка?

Верным признается следующий ответ: кратер – это сосуд для разбавления вина водой. Надобность в кратерах на Дону была небольшая. Ведь местное население – прежде всего скифы – вино, в отличие от греков, употребляли неразбавленным.

Производство парадной расписной чернолаковой посуды было делом технически сложным. На территории Боспорского царства развития оно не получило. Так что для местного населения Северного Причерноморья такая посуда была «аттическим импортом». То есть заморским товаром, который привозили из Греции.

Древние греки просто обожали праздники, о чем свидетельствуют и экспонаты этой выставки. А сама она за несколько дней до закрытия еще успеет стать частью этно-культурного фестиваля «Загадки древнего Паниардиса». Намечен он на 25 мая. Проходить будет в древнегреческих традициях: под открытым небом.